Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Инклюзивное образование в России: преодоление скепсиса, бюрократии и правовой дискриминации

Присоединившись в 2012 г. к Конвенции Организации объединенных наций (ООН) по правам инвалидов (КПИ), Россия приняла на себя жесткие обязательства по развитию инклюзивного (от лат. include — заключаю, включаю) или включенного образования.

Как показал Всероссийский комплексный мониторинг доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), проведенный научно-исследовательским центром «Особое Мнение» по заказу Общественной палаты РФ (ОП), абитуриенты с ОВЗ сталкиваются зачастую с непреодолимыми для них бюрократическими и законодательными препонами, от чего теряют веру в себя.

Благодаря внимательному отношению к результатам исследования со стороны Общественной палаты и Комиссии по делам инвалидов при Президенте на ситуацию обратили внимание в министерствах, которые начали ликвидировать бюрократические препоны, а законодатели инициировали изменения в «Закон об образовании», устраняющие правовую дискриминацию инвалидов.

Как скепсис сменить на сдержанный оптимизм

В целом отношение к инклюзивному образованию, хотя этот процесс и необратим, в обществе остается неоднозначным. Скептики считают, что оно лишь предоставляет возможность инвалиду посидеть в одном классе или аудитории с обычными детьми или студентами. Причем, на что обратила внимание руководитель исследования, член ОП Екатерина Курбангалеева, источником этого скепсиса часто являются «сами инвалиды и их родители, которые не верят в положительный результат».

По ее словам, ситуация объясняется сниженной мотивацией у людей с инвалидностью. Они часто не верят в свои силы, поскольку в жизни постоянно сталкиваются с ограничениями. А образование дает этим людям возможность самореализации, поскольку они не могут заниматься физическим трудом.

Лишь кропотливая работа, которая уже ведется, по устранению имеющихся препон на пути инвалидов к высшему образованию может сменить скепсис на сдержанный оптимизм.

Как ООН запустило мировой процесс инклюзии

Процесс развития инклюзии в России будет необратимым до тех пор, пока страна остается одним из пяти основных членов ООН и поддерживает провозглашенные этой организацией принципы, в том числе по защите прав человека.

Принятая Генеральной ассамблеей ООН в 2006 г. Конвенция по правам инвалидов стала итогом долголетней работы ОНН над внедрением в международную практику провозглашенного ею принципа, закрепленного во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Международных пактах о правах человека, «что каждый человек обладает всеми предусмотренными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия».

До этого (в 1959 г.) ООН приняла Декларацию прав ребенка, а ЮНЕСКО в 1960 г. — Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования.

Через десять лет, в 1969 г., в стенах ООН родилась Декларация социального прогресса и развития, в 1975 г. — Декларация о правах инвалидов, а в 1982 г. — Всемирная программа действий в защиту инвалидов.

Открытая для подписания 30 марта 2007 г. и вступившая в силу 3 мая 2008 г. (после его ратификации двадцатью государствами-участниками) Конвенция по правам инвалидов запустила мировой процесс внедрения и развития инклюзивного образования, обязав государства, присоединившиеся к декларации, вывести его на уровень государственной политики.

Как говорится в пункте 5 статьи 24 КПИ, государства-участники конвенции берут на себя обязательства создать такие условия, «чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими».

Предпосылки развития инклюзивного образования в РФ

Россия приняла на себя обязательства по развитию инклюзивного образования не на пустом месте. Страна накопила довольно богатый собственный опыт.

Еще в 1934 г. в МГТУ им. Баумана начали обучать инвалидов по слуху. Первая группа была из пяти человек. Сейчас в вузе несколько таких групп, многие занятия у инвалидов проходят вместе со здоровыми сверстниками, создан штат сурдопереводчиков, а кабинеты оборудованы усиливающей техникой и зеркалами.

Законодательная база для развития инклюзии в РФ начала формироваться с 1995 г. а, когда был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ». Затем в 1996 г. появилось утвержденное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалидов в России, хотя в документе не был разработан реальный механизм выполнения государством обязательств перед инвалидами.

Чтобы инвалиды на практике могли реализовать свои законодательные права, в Петербурге еще в конце прошлого века было создано общественное движение родителей детей-инвалидов, к которому присоединились ведущие специалисты детской психологии, образования, здравоохранения и реабилитации из РГПУ им. Герцена, Университета им. Валленберга по проблемам детей, ГАФК им. Лесгафта, Института раннего вмешательства, ГОУ Школы-центра «Динамика» № 616.

В 2008 г. в России официально появился необходимый для развития инклюзии институт тьюторства (от лат. tutor — защитник, опекун). Речь идет о кураторах, опекунах, воспитателях в учебных заведениях, индивидуальных научных руководителях студентов, которые помогают инвалидам в учебном процессе.

Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования. А затем, в 2010 г., внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010 г.).

Само же понятие инклюзивного образования в российском законодательстве появилось лишь 2012 г. Оно было введено Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 2 и подтвердило права на его получение (ст. 5). В соответствии с ней «инклюзивное образование представляет собой обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Механизмы обеспечения равного доступа к образованию для инвалидов определены Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».

Тем не менее, Россия, на взгляд специалистов, все еще «делает только первые шаги по организации полноценного инклюзивного образования», о чем свидетельствует и статистика снижения числа студентов-инвалидов.

Нынешнее состояние инклюзии в российских вузах

Этим летом российские вузы выбрали лишь десятую часть квот для инвалидов, при том, что студентов с ограниченными возможностями здоровья обучается в стране всего 0,38% от их общего числа.

В среднем в России по квоте, которая составляет 10% от бюджетных мест, поступают в вузы около 5 тыс. инвалидов в год. Высшее образование, по данным мониторинга научно-исследовательского центра «Особое Мнение», получают примерно 20 тыс. людей с инвалидностью — каждый тридцать третий инвалид в возрасте от 18 до 30 лет (3,07%). Всего же в стране около пяти миллионов студентов — каждый четвертый в этом же возрастном диапазоне.

Исследование проводилось на средства президентского гранта по заказу Общественной палаты РФ (ОП) и при поддержке Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов. В нем участвовали 169 государственных вузов, из которых 75 подведомственны Министерству образования, 48 — Министерству культуры, 46 — Министерству здравоохранения. Мониторинг охватил каждый третий вуз из 51 региона РФ, 460 студентов с инвалидностью и 450 родителей или опекунов.

Эксперты выделили три основные причины, из-за которых вузы не выбирают квоты на поступление инвалидов: сложности с получением ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации), требование указать в заключении МСЭ (медико-социальной экспертизы) название конкретного вуза и специальности, возможность поступать по квоте только в один вуз на одну специальность.

Многие респонденты отметили, что боятся идти в МСЭ из-за больших временных затрат, и потому что МСЭ на местах часто вписывают в ИПРА не те специальности, на которые хочет поступать абитуриент, например, слепых отправляют только в массажисты, без вариантов.

Были случаи, когда молодым людям, обратившимся в МСЭ за необходимыми документами для предоставления в вуз (справка и ИПРА), снимали инвалидность или пересматривали ИПРА.

Еще одна из проблем — слабая информированность. Только 14% вузов указывают на своих сайтах список необходимых для поступления инвалидов документов. Лишь 31% — сообщают о наличии специальных средств обучения для инвалидов, 30% — о наличии доступной среды и специальных технических образовательных средств, 7% — контакты лиц, ответственных за инклюзивное образование. При этом 81% вузов уже создали версию сайта для слабовидящих.

Неутешительна и статистика трудоустройства выпускников-инвалидов: 34% находят работу самостоятельно, вуз помогает устроиться лишь 31%, а 25% инвалидов трудоспособного возраста вообще не имеют работы. К тому же от 63 до 25% студентов-инвалидов за 2010–2016 гг. по различным причинам отчислились из вузов.

По сведениям члена комитета по образованию Госдумы РФ, вице-президента Паралимпийского комитета России Олега Смолина, количество студентов с ОВЗ за последние годы сократилось с 25 тыс. до 20 тыс.

Что уже сделано

Пока для исправления ситуации сделано не много. В прошедшую приемную компанию, по инструктивному письму Минобрнауки, вузы не требовали от инвалидов представлять в приемную комиссию заключение медико-социальной экспертизы о том, что человек может учиться.

Что будет сделано

Один из инструментов, с помощью которого государство рассчитывает изменить ситуацию к лучшему, — региональные учебно-методические центры (РУМЦ). Они ведут мониторинг ситуации с образованием для людей с инвалидностью, создают доступную среду для инвалидов и готовят специальные образовательные программы. Пока Министерство образования открыло три таких центра. В целом программой «Доступная среда» предполагает до 2020 г. создать 21 РУМЦ.

В Государственной думе рассчитывают, что со следующего учебного года резко увеличится количество студентов-инвалидов. Депутаты намерены устранить имеющуюся законодательную дискриминацию, разрешив инвалидам подавать документы сразу в пять вузов на три специальности в каждом.

Законопроект с необходимыми поправками в статью 71 закона «Об образовании» уже внесен в Госдуму и поддержан президентской комиссией по делам инвалидов, а также профильными министерствами.

Поправки также уравнивают инвалидов с остальными категориями льготников, чтобы сократить конкурс на квотируемые места. В случае их принятия они смогут выбирать те специальности, куда можно пройти по квоте. А те места, от которых они откажутся, будут заняты абитуриентами, поступающими на общих основаниях.

Таким образом, поправки в закон «Об образовании» дадут больше возможностей инвалидам без изменения 10%-ной квоты для этой категории абитуриентов.

Александр Вохмянин