Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Инклюзивное образование: есть законы, но не хватает практики

Несмотря на не преодоленный еще в обществе скепсис относительно инклюзивного образования, с 2012 года процесс его развития носит необратимый характер. Напомним, именно в этом году Российская Федерация присоединилась к Конвенции Организации объединенных наций (ООН) по правам инвалидов (КПИ). Во многом развитию инклюзии способствует постоянное совершенствование законодательной базы.

 

 

На взгляд многих специалистов, в России «сформирована достаточная законодательная база для реализации концепции инклюзивного образования». Важно, как она применяется на практике. А на практике наблюдается «недостаточная проработанность мер по реорганизации учебных заведений в рамках проводимой реформы образования, нехватка целевого финансирования для создания условий полноценной инклюзии, неготовность учебных заведений к тому, чтобы применять существующие нормы на практике и адаптировать текущий учебный процесс под нужды лиц с ОВЗ». 

Законодательная база

Специалисты выделяют в законодательной базе для развития инклюзии три части, создающие нормативно-правовую основу для преобразований, связанных с внедрением новых форм и методов обучения лиц с ОВЗ. Оговаривая при этом, что деление это  условно.

К первой относят документы, определяющие приоритеты государственной политики в сфере жизнеобеспечения лиц с ограниченными возможностями. Помимо Конвенции, это  государственная программа «Доступная среда» и Федеральная целевая программа по развитию образования.

Ко второй части относятся нормы разрешительного характера, наделяющие учебные заведения разного уровня новыми правами. Речь идет о праве на применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в учебном процессе при законодательно закрепленной автономии образовательных организаций, дающей им право самостоятельно определять содержание учебных программ.

«Таким образом, Федеральный закон об образовании в последней редакции устанавливает общие рамки для внедрения инклюзивного образования. Заинтересованность федеральной власти в продвижении инноваций отражают также специальные нормы о применении дистанционных технологий в образовании: указы главы государства и распоряжения правительства», ― считает канд. полит. наук, доцент кафедры «Общая политология» Финансового университета Оксана Ерохина.

К третьей части относятся документы, определяющие содержание процесса обучения лиц с ОВЗ. В частности, министерские приказы, которые регламентируют особенности организации обучения в соответствии с образовательными программами высшего образования для инвалидов, а также лиц с ОВЗ.

«Распространен такой аспект инклюзивного образования, как обеспечение студентов с ОВЗ специальными адаптированными к их особенностям печатными и электронными образовательными ресурсами... Дистанционные образовательные технологии используются весьма активно. С точки зрения методического обеспечения, перспективы внедрения инклюзивного образования в вузах вполне благоприятны, хотя процессы корректировки учебных программ, разработки адаптационных дисциплин вряд ли могут быть эффективно завершены в короткий срок», ― отмечает Оксана Ерохина.

Процесс инклюзии в России необратим

О серьезности намерений государства развивать инклюзию говорит также и тот факт, что в России проводится мониторинг информации о доступности образования для инвалидов. Он включает в себя, в частности, информацию о материально-техническом обеспечении, о доступе в здания, доступе к информационным система и электронным образовательным ресурсам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

По словам директора Фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Нателы Квелидзе-Кузнецовой, мониторинг охватывает все вузы, без исключения, независимо от того, учатся в нем инвалиды или нет.

Кроме этого, второй год подряд Общественная палата РФ совместно с министерством образования и науки открывает горячую линию для абитуриентов с инвалидностью. Причем на этот раз значительно увеличилось количества звонков на нее, что говорит и о том, что среди родителей и самих детей с ОВЗ преодолевается скепсис в отношении получения высшего образования инвалидами.

Накануне вступительных экзаменов в вузы президент подписал Федеральный закон № 223104-7 «О внесении изменения в часть третью статьи 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», по которому  абитуриенты-инвалиды, как и все остальные, вправе подавать заявления о приеме одновременно в пять учебных заведений. Раньше этого права у них не было.

Как говорится в пояснительной записке, закон направлен на восстановление для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп возможности воспользоваться правом на внеконкурсный прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний путем подачи заявлений в несколько высших учебных заведений (до пяти соответственно).

Действующий порядок предполагает внеконкурсное поступление абитуриентов-инвалидов в вузы в пределах квоты, а если она превышена, между ними проводится конкурс на зачисление в вуз. Действующий порядок, таким образом, не гарантирует зачисление абитуриента-инвалида, успешно прошедшего экзамены.

Правом внеконкурсного поступления наделяются дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства и инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Устойчивый канал интеграции

Участники всероссийской конференции «Инклюзивное образование», проходившей в Казани с 6 по 8 августа 2018 г., были единодушны в том, что в России создана достаточная законодательная база для развития инклюзивного образования, дело за его практическим внедрением.

«В принципе, у нас вполне достаточно законодательных актов, чтобы это осуществить. Другое дело, что знание законодательных актов о возможностях и о правах родителей в этом отношении немножко задерживается в связи с удаленностью регионов, и не только с этим», ― отметила заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогичного университета (МГППУ) Елена Кутепова в беседе с корреспондентом ТАСС.

Специалисты также обращают внимание на необходимость формирования способности к социально-психологической адаптации выпускников вузов к трудоустройству. На взгляд  

кандидата биологических наук, полномочного представителя ректора Южного федерального университета по делам инвалидов и лиц с ОВЗ, руководителя Центра инклюзивного образования ЮФУ Л.А. Гутерман, «профессиональное образование молодежи с особыми образовательными потребностями является устойчивым каналом интеграции в трудовую, а следовательно, и в общественную сферы деятельности».