Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Информационные тренды в школах: что и как понимать

На Международном образовательном форуме, состоявшемся 29–31 марта в Санкт-Петербурге, обсуждали информационные тренды в развитии образовательных систем. Сегодня, с внедрением новых образовательных стандартов и технологий, растут и требования к информационной прозрачности образовательных учреждений. Какие же показатели интересны педагогам и родителям, о чем говорят эти данные и как принимать управленческие решения на их основе?

Не ЕГЭ единым

Конечно, анализ сдачи ЕГЭ и ГИА, а также всероссийских и региональных проверочных работ — основные источники информации, которые позволяют делать выводы об уровне качества подготовки выпускников, определять направления совершенствования преподавания и повышения квалификации педагогов. «Детально анализируя результаты ЕГЭ, — говорит Людмила Локтионова, начальник отдела образования администрации Петродворцового района СПб, — мы понимаем, какие качественные управленческие решения необходимо принимать. Закономерно, что качество образования сегодня стало предметом управления». Однако, в отрыве от других данных, эти показатели могут давать неполное и даже искаженное представление об образовательном учреждении. Какие же источники информации позволят дополнить картину?

Социальный паспорт школы

Наряду с анализом результатов ЕГЭ и ГИА, необходимо учитывать и социальные параметры, ведь контингент учащихся в разных школах нередко существенно разнится. Именно социальный паспорт школы — та точка отсчета, которая может скорректировать представление об успешности образовательного учреждения. «Если школа, работающая в сложных социальных условиях, учит и выпускает в успешную жизнь ребенка, и уровень правонарушений у него за время обучения в этой школе минимален, — считает Ольга Нестеренкова, начальник отдела образования администрации Красносельского района СПб, — то даже при том, что уровень качества знаний по тем критериям, которые существуют сегодня в России, может быть и не очень высок, для этой школы это реальный результат прогресса ребенка».

Профессиональное сообщество чувствует и потребность в информации о социокультурной ситуации в школе в целом: об особенностях формирования ученичества, о стиле взаимоотношений между педагогами, педагогами и родителями. Еще один вопрос, как признаются педагоги, непростой для ответа, — о национальном составе школы, его часто задают родители. Для понимания социального контекста может оказаться полезным и опыт западных коллег. В Шотландии оценить «неустойчивые школы» удается по двум критериям: сколько процентов детей получают бесплатные завтраки и для скольких процентов детей английский язык — неродной. Этих двух показателей оказывается достаточно для понимания социального ландшафта школы.

Предметы по выбору и профориентация

Предметы по выбору — еще один важный показатель. Во многих регионах России ситуация одинакова: дети сплошь выбирают для сдачи географию и обществознание. «В нашем районе, — говорит Елена Владимирская, начальник отдела образования администрации Невского района СПб, — девятиклассники массово выбрали географию. Почему они сделали такой шаг? Можно предположить, что в Невском районе все учителя географии дают стабильно высокий результат, а может, дети считают, что этот предмет наиболее легок в сдаче. Такая мотивация вызывает опасения, поэтому выбор учащимися предмета для сдачи представляет интерес для анализа работы школы».

«В последние годы, — добавляет Людмила Локтионова, — мы обращаем все больше внимания на профориентацию наших детей, чтобы они не выбирали предметы по выбору случайно, это тоже позволяет повысить качество преподавания».

Слышать запрос от рынка

Челябинская область, металлургический центр России, заинтересована в повышении престижа инженерных профессий и качества физико-математического образования. Здесь внедряется новый образовательный проект ТЕМП, название которого расшифровывают как «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». «Несмотря на то, что средние баллы ЕГЭ по физике и математике в Магнитогорске выше среднеобластных, мы понимаем, что этого недостаточно, — говорит Александр Хохлов, начальник управления образования администрации г. Магнитогорска. — Хорошего инженера без физики и математики не сделаешь. У нас такая же беда — обществознание выбирают 53% детей. Нам надо эту тенденцию как-то поломать. Что мы предпринимаем? Практически во всех школах существуют профильные классы. Чтобы попасть в класс по соответствующему профилю, ребенок должен не только сдать экзамен по выбору, но и получить не менее четырех баллов. Мы ориентируем всю нашу образовательную систему именно на эти направления. У нас есть ресурсные центры по физике, химии, математике, биологии, есть школа олимпиадного резерва, мы открываем профильные классы и готовим к ЕГЭ по соответствующим предметам, которые нас интересуют. Результаты ГИА и ЕГЭ позволяют сориентироваться, куда развиваться дальше».

Мастер-классы от успешных педагогов

Если из анализа результатов ГИА и ЕГЭ становится понятным, что несколько лет подряд какая-то школа хорошо сдает определенный предмет, например, физику, как стоит интерпретировать и использовать эту информацию? «Значит, там есть хороший учитель физики, который должен поделиться своим опытом, — подсказывает Ольга Нестеренкова. — Мы пришли к тому, что необходима система мастер-классов, не лекций или других форматов, а именно мастер-классов, которые позволят данному учителю физики поделиться своим опытом, как он готовит детей к сдаче экзаменов по физике из года в год».

Не все педагоги согласны, что опыт можно передать таким способом («Мое глубокое убеждение, — возражает Александр Хохлов, — что опыт перенимать невозможно, он индивидуален у каждого, с ним можно лишь ознакомиться»), но успешной педагогической технологии вполне можно обучить. «Обычно считается, что обязательно опытные должны учить молодых, а я считаю, что и наоборот, — продолжает Александр Хохлов, — иногда бывает полезно и эффективно начинающему педагогу поучить более опытного, это в духе нынешних образовательных трендов. Мне очень понравилось, как на одном из мероприятий модераторами выступили два педагога — один с опытом, а другой совершенно „безбашенный“ и молодой. Этот тандем показал богатый потенциал такого сотрудничества».

«Инфозона» повышает информационную прозрачность

Материальным символом информационной открытости образовательной системы стала концепция Инфозоны, выигравшая премию Integrated System Russia. Интерактивные справочные системы уже стали привычными на вокзалах и в аэропортах, а теперь пришли и в образовательные учреждения: в холлах многих школ устанавливаются цифровые панели — так называемое «школьное телевидение», — на которые выводится актуальная информация, фотоотчеты о школьных событиях, расписание занятий. «Для эффективного управления, чтобы все образовательные учреждения имели кратчайший путь к сотрудничеству друг с другом, мы создали проект Инфозона, — говорит Елена Владимирская, — он пользуется большой популярностью и спросом, открывает систему образования, повышая ее прозрачность. Это тоже управленческое решение, победившее недавно в конкуре информационных продуктов».

Материалы по теме:

Закрытые открытые данные

Закрытые открытые данные

Пойдут ли открытые данные на пользу отечественному образованию? Как продвигаются дела в области открытых данных в России? На Пятом ежегодном хакатоне Open&Big Data в Санкт-Петербурге мы обратились с этими вопросами к специалистам в сфере Open Data: ИВАНУ ПЕЧИЩЕВУ, медиа-тренеру, доценту кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского университета, и ИРИНЕ РАДЧЕНКО, доценту Университета ИТМО, эксперту в области открытых данных и журналистики данных.

Национальная платформа открытого образования: лицом к регионам

Национальная платформа открытого образования: лицом к регионам
Светлана Калмыкова, кандидат педагогических наук, начальник отдела мониторинга науки и образования Центра мониторинга науки и образования СПбПУ (Политех)

В России начала свою работу Национальная платформа открытого образования. Самые престижные отечественные вузы будут бесплатно обучать всех желающих онлайн и выдавать сертификаты успешно прошедшим тестирование. Как изменит будущее российского образования эта масштабная обучающая технология? Мы задали несколько животрепещущих вопросов представителям Политехнического университета.

Учебная аналитика: как измерить «цифровой след»

Учебная аналитика: как измерить «цифровой след»

В фокусе внимания VII Образовательного форума, прошедшего 22–26 марта в Санкт-Петербурге, — информатизация Новой школы. Развитие учебной аналитики — один из современных трендов. Как измерить «цифровой след» того, что происходит в образовании? Как оценить «социальный капитал» организации? Могут ли данные информационных систем помогать в принятии управленческих решений? Участники круглого стола поделились своими наработками.