Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Геймификация обучения: как наладить обратную связь?

Один из основных минусов онлайн-обучения — невысокая мотивированность студентов, например, на знаменитой платформе Coursera обучение не заканчивают до 95% слушателей. Причиной низкой вовлеченности студентов специалисты e-learning называют недостаток общения и обратной связи. Какие же инструменты и средства коммуникации позволяют сделать взаимодействие в онлайн-среде живым и эффективным для слушателей?

Синхронное или асинхронное?

Обеспечить обратную связь и создать эффект общения в классе могут разные сервисы. Их выбор во многом зависит от того, является ли дистанционное обучение синхронным или асинхронным. Синхронное взаимодействие обеспечивает мгновенную обратную связь, а при асинхронной коммуникации преподаватель может и не узнать, с какими вопросами столкнулся слушатель. Но свобода выбора времени и места — несомненное достоинство асинхронного взаимодействия, тогда как необходимость быть онлайн при синхронном обучении — существенное ограничение.

«Синхронное взаимодействие в режиме реального времени лучше», — говорит Иван Печищев, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского университета, разработчик и тренер дистанционного курса для преподавателей «Визуальные коммуникации». — «Оно куда более эмоциональное, чем асинхронное, и может сильнее вдохновлять, хотя от преподавателя требует больше усилий. Многое также зависит от задач обучения и типа аудитории. Взрослая аудитория воспринимает асинхронное обучение благосклонно, а вот младшим слушателям, им сложнее. Первокурсники не любят учиться асинхронно, хотя многое зависит от того, как построить курс».

Посмотрим, какие сервисы помогут наладить обратную связь в виртуальном классе.

Работа с документами онлайн и совместное онлайн-редактирование, одна из базовых опций, необходимых в дистанционном обучении, возможна посредством знакомого многим облачного сервиса Google Drive или Microsoft OneDrive. Последний, по сути, представляет собой тот самый Word, только онлайн. В этом сервисе, напоминающем традиционный Word, все привычно, и главное — в нем можно работать всем вместе и редактировать документы в режиме реального времени.

Иван Печищев: «Один из лучших сценариев использования облачных сервисов — совместная работа с коллегами. Мы связываемся по скайпу, общаемся, обсуждаем ближайшие мероприятия и сообща работаем в едином документе Google, видим, кто какие вносит правки, и в то же время слышим друг друга. Это напоминает работу, когда мы все сидим за одним переговорным столом, но глазами уставились в мониторы».

Онлайн-доски вызывают у слушателей большой энтузиазм, к тому же, здесь есть, из чего выбрать. Сервис RealTime Board, по мнению преподавателей, действительно хорош, но, начиная с четырех участников, становится платным. А вот онлайн-доска Coscetch позволяет нескольким десяткам участников одновременно участвовать в сеансе, при этом совершенно бесплатно. Здесь можно писать тексты, рисовать, загружать иллюстрации и фотографии, подписывать и комментировать их. Настроив звук с помощью Skype, Viber или Facebook online, можно организовать полноценную интерактивную онлайн-лекцию для класса или курса.

Онлайн-доска Wikiwall заинтересует преподавателей журналистики и дизайнеров: она позволяет создать стенгазету, макет, обсудить дизайн. Здесь можно добавлять текстовые, фото- и видеоэлементы, рисовать, создать макет сайта «по клеточкам». Еще одна онлайн-доска Padlet — удобный сервис для сбора информации, с широким ассортиментом бесплатных функций.

Иван Печищев: «Например, я прошу студентов найти примеры мультимедийных интересных статей. Представьте, если каждый из тридцати студентов найдет по 5 примеров. В итоге будет 150 ссылок, которые придут в электронных письмах, сообщениях в соцсетях и мессенджерах. Как их сортировать? Заходя же на доску Padlet, они видят, была ли данная статья уже кем-то найдена раньше, тогда они не станут ее добавлять, между ними начинается общение. Затем в аудитории мы открываем эту доску, видим примеры, которые они нашли, и их обсуждаем».

Общие текстовые блокноты TitanPad или EtherPad удобно использовать на тренингах. Преимущества онлайн-блокнотов в том, что они немного весят, не поглощают большой трафик, каждый может зайти, ввести свое имя и под этим именем редактировать документ. Написанное можно очистить (надо иметь в виду, что антивандальной защиты у блокнота нет), зато сценарий его использования более точечный.

Иван Печищев: «На тренингах мне нередко приходится рассказывать о различных сервисах, названия которых сложно воспринимать на слух, и чтобы публиковать ссылки, я использую подобный блокнот. Выкладываю в блокнот ссылку — на сайт или документ в облачном хранилище — и все, кто в данный момент находится в виртуальной аудитории, видят ее, таким образом мы все взаимодействуем. Например, на недавнем тренинге по Открытым данным слушатели выполняли задания и скидывали туда ссылки на свои работы. Общение напоминало чат в режиме реального времени».

Методический блокнот дистанционного курса OneNote от Microsoft похож на предыдущие блокноты, но более массивный. Его преимущество в том, что слушатели могут заполнять его асинхронно и обсуждение не обязательно должно быть одномоментным. Каждый слушатель может выполнять собственный участок работы и рассказывать в блокноте о проделанном.

Иван Печищев: «OneNote отлично подходит для проектной деятельности. Например, сейчас с коллегами и студентами мы совершенно асинхронно, в расслабленном режиме, обсуждаем инфографику и сервисы, которые стоит использовать».

Комментирование pdf-документов. Чтобы включить режим комментирования в pdf, понадобится приобрести платную версию, а можно воспользоваться специальным инструментом A.nnotate, который в асинхронном режиме позволит обсудить, например, макет газеты или дизайн-проект.

Иван Печищев: «Мне прислали недавно учебную газету. Студенты спрашивают: что не так? Я могу выделить фрагменты текста и сделать критические пометки, например, сказать: „Неточно сформулировано“. Посредством этого сервиса можно комментировать, даже не регистрируясь: выделить цитаты, написать свои замечания и отправить студентам. Удобно и то, что сообщение об ответе приходит на электронную почту».

Тестирование знаний. Инструмент для проведения тестов посредством формы Google с момента своего создания очень изменился: сегодня он позволяет не просто включить режим опроса, что многих преподавателей категорически не устраивало (ведь им нужно оценивать знания), но и назначать баллы конкретным ответам, а в ряде случаев предусмотреть возможность для нескольких правильных ответов. Студенты не просто узнают свой набранный балл, но и тут же увидят правильные ответы. Причем, верные решения можно расширить дополнительными материалами, вставив интерактивные ссылки на учебные материалы, дать ссылку на видеоролик по этой теме, предложить пройти тест еще раз и улучшить свои результаты. Такой подход удобен для асинхронной работы.

Иван Печищев: «Удаленно я чаще использую схожий сервис Socrative, который позволяет визуализировать овладение студентами учебным материалом: они отвечают на вопросы теста, а я как преподаватель получаю результаты, которые можно вывести на экран в виртуальную аудиторию и все студенты могут видеть чат с ответами».

Материалы по теме:

Игромания: в образовании и книгоиздании

Игромания: в образовании и книгоиздании

Игра проникает не только в высшее образование, но и в сферу книгоиздания. Игровые лаборатории и исследовательские центры открываются при многих ведущих западных университетах. Игра как педагогический метод обсуждается довольно давно, и вот новый поворот: видеоигры готовятся стать следующей ступенью развития книги.

Научные парки: коммерциализация идей и рост наукометрических индексов

Научные парки: коммерциализация идей и рост наукометрических индексов

Перевод инновационных идей из академической среды в промышленность — сегодня одна из самых обсуждаемых тем в высшем образовании. Как устроена производственная цепочка, которая приводит к коммерциализации знаний? — этим вопросом задались на Неделе наукоемких технологий-2016 в Санкт-Петербурге.

Онлайн-курсы — инструмент образовательного маркетинга

Онлайн-курсы — инструмент образовательного маркетинга
Яков Сомов, руководитель проекта «Лекториум»

Культура обучения в обществе меняется. Массовые онлайн-курсы, хотя и не заменяют очного образования, но создают новые возможности для достижения образовательных целей. «Если вуз хочет набрать на первый курс много мотивированных студентов, он будет делать массовый онлайн-курс», — уверены на портале Лекториум.