Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

ЭИОС — фактор интеграционных процессов в образовании

С конца 90-х гг. вузы все активнее внедряют в учебный процесс различные информационные технологии, автоматизируют отдельные функции своей деятельности, а студенты осваивают новые гаджеты, регулярно появляющееся на рынке.

Эти два процесса привели к тому, что высшие учебные заведения стали доставлять учебную информацию непосредственно на компьютер, смартфон или планшет обучающихся. Способствует этому и то, что с 2012 г. федеральные образовательные стандарты высшего образования требуют от вузов создавать собственную электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС).

Синергетический эффект от насыщения ЭВМ

На XXIII Международной научно-методической конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество», проходившей в апреле этого года в Санкт-Петербургском электротехническом университете (ЛЭТИ), группа авторов из Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения пришла к выводу, что насыщение высшей школы в последние десятилетия средствами вычислительной техники привело к синергетическому эффекту. В целом увеличилась общая эффективность деятельности вузов в результате происходящих в них процессов интеграции, слияния отдельных частей в единую систему.

Как отмечается в их докладе, теперь все чаще используются понятия образовательного пространства как единого места, в котором осуществляются образовательные услуги, и электронной образовательной среды, через которую эти услуги предоставляются.

Такого рода синергия вполне соответствует изменениям, происходящим в обществе. За последнее время доля молодых россиян (16–29 лет), пользующихся Интернетом, по данным исследовательской компании GfK, выросла до 97%. К тому же, эта возрастная группа относится к самой активной суточной интернет-аудитории.

Современные студенты, как отмечает доцент кафедры менеджмента и маркетинга Пермского национального исследовательского политехнического университета Светлана Ахметова, всегда в режиме онлайн, ежедневно заходят в социальные сети через мобильные устройства.

По ее наблюдениям, они переключают свое внимание уже через 15–20 мин. Это происходит, как она считает, от того, что студенты ориентированы на получение учебной информации, доставляемой им непосредственно на компьютер, смартфон или планшет.

«Важным для них является возможность получать нужную информацию оперативно в любое время на любое устройство. Поэтому создание электронной образовательной среды является чрезвычайно актуальной задачей для любого вуза», — утверждает Светлана Ахметова в статье «Развитие электронной образовательной среды университета».

ЭИОС — что это такое?

В Законе об образовании, принятом в 2012 г., понятие электронной информационно-образовательной среды вводится в статье 16, в которой говорится об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях. Причем, в пункте 3, где это понятие и появляется, речь идет об образовательных программах «с применением исключительно электронного обучения» и «дистанционных образовательных технологий».

На практике же создание ЭИОС выходит за рамки исключительно электронных и дистанционных форм образования и меняет весь учебный процесс, к тому же этого требуют и образовательные стандарты высшей школы. Согласно им, уже «каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде <...> из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“» как на территории учебного заведения, так и вне ее«.

Образовательные стандарты конкретизируют состав ЭИОС, предписывая вузам обеспечивать студентам доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), практик. Также они обязывают вузы формировать электронное портфолио обучающегося и сохранять его работы и оценки за эти работы (электронная зачетка).

Отдельно в образовательных стандартах прописываются требования к ЭИОС с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В этом случае электронная информационно-образовательная среда должна дополнительно обеспечивать: фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы; проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети Интернет.

К условиям, которые должны быть созданы для функционирования ЭИОС, согласно закону, относятся: электронные информационные и электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, а также соответствующих технологических средств.

Термин для новой интеграции

Перечисляя требования, которым должны отвечать электронные информационно-образовательные среды вузов, закон об образовании и образовательные стандарты не дают определения ЭИОС. Нет устоявшегося определения и в академической среде, как нет в ней и единого мнения относительно состава и функций ЭИОС.

Различные исследователи в попытках дать определение обращают внимание на различные аспекты функционирования электронной информационно-образовательной среды. Одни смотрят на ЭИОС, как на «объект деятельности, связанный с целеполаганием образования в целом и содержанием педагогического процесса как производной от общего содержания образования». Другие видят в ней программную систему, обеспечивающую едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в телекоммуникационной среде вуза. Третьи рассматривают ЭИОС в качестве открытой самоорганизующейся системы.

Это далеко не полный перечень точек зрения на ЭИОС, но все исследователи едины в том, что ее использование значительно расширяет возможности взаимодействия преподавателей и студентов. Также никто не оспаривает, что термин «электронная информационно-образовательная среда» обозначает новую сущность интеграции образовательной, информационной сред и комплекса компьютерной техники.

ЭИОС как стимул к интеграции

При внедрении ЭИОС вузы, как отмечается в работе «Порталы в системе образования как основа единого информационного образовательного пространства» В. А. Касторновой и А. Ф. Касторнова, сталкиваются с тем, что «существующие информационные образовательные ресурсы характеризуются содержательной ограниченностью, бессистемностью и слабой доступностью».

Исследователи из Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения полагают, что решение этой проблемы следует начать с интеграции, в первую очередь, библиотечных ресурсов.

Они убеждены, что «для получения качественного образование по всей стране наличие единственного общедоступного научного портала eLIBRARY.ru явно недостаточно, а ограниченный доступ к текстам диссертаций и их авторефератам вообще является преступлением».

Потребность в интеграциях характерна для состояния высшей школы в целом, о чем свидетельствуют происходящие на ее различных уровнях процессы. Именно ею обусловлено созданию образовательной платформы «Открытое образование», предлагающей онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Ее создали МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ МИСиС, НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и ИТМО, учредившие ассоциацию «Национальная платформа открытого образования».

А начатый в 2011 г. профессором Стэнфордского университета Себастианом Труном процесс создания массовых онлайн курсов многие считают отправной точкой новой эпохи в образовании, развивающейся на базе электронного обучения. В России он уже привел к появлению приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», которым ставится задача «создать к 2018 г. условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн человек к концу 2025 г.»

Образование будущего

Судя по документам, разрабатываемых в правительстве РФ, дистанционное образование рассматривается как основная форма образования будущего. Так, в июне этого года глава Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал документ о выделении российским вузам грантов на развитие онлайн-обучения в форме субсидий из федерального бюджета. С 2017 по 2019 гг. на эти цели будет выделен 1 млрд руб.

И в этом Россия вполне вписывается в современные мировые тренды. Как отмечается на сайте ЭИОС ИТМО, перспективные модели повышения доступности и качества образования на базе развития электронного обучения во всем мире приводят к созданию новых организационных форм взаимодействия университетов между собой, с бизнесом и потребителями образовательных услуг.

«Резкий рост интереса к массовым открытым онлайн-курсам привел к началу этапа формирования международных образовательных сетей и площадок открытого образования, развитию высокотехнологичных обучающих платформ, которые сочетают в себе имитацию среды профессиональной деятельности, совместную работу и оценку результатов обучения», — считает ректор ИТМО Владимир Васильев.

А директор центра дистанционного обучения ИТМО Андрей Лямин убежден, что с помощью образовательных онлайн-платформ в России станет возможным выровнять качество образования в столичных и региональных университетах.

«Благодаря онлайн-обучению любой вуз сможет сосредоточить свои средства на стратегически важных научных направлениях, а недостающие образовательные компетенции закрывать с помощью Интернет-платформ», — считает Андрей Лямин.

Александр Вохмянин