Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

ЭБС для учебы, а не для «галочки»

Электронные библиотечные системы постепенно интегрируются в образовательную среду вузов. Итоги, проблемы и перспективы развития ЭБС обсудили на дискуссии, прошедшей в Российской национальной библиотеке в рамках конференции «Фонды библиотек в цифровую эпоху».

ЭБС: тренды 2013

Рост рынка электронных библиотечных систем в настоящее время приостановился. Новые игроки не появляются, начинается работа над качеством ресурсов. Вузы разобрались, что такое ЭБС и отыскали удобные для себя решения, заключив долгосрочные контракты с поставщиками.

Характеризуя ситуацию на рынке электронного контента, эксперты отметили, что многие вузы значительно увеличили книжные коллекции, формирующие ЭБС (например, за счет вузовских изданий, которые раньше были недоступны пользователям онлайн). Сергей Иванов, коммерческий директор ЭБС «IPRbooks» отметил, что поменялась и направленность контента: произошел переход от гуманитарных к техническим специальностям, а также к строительству и архитектуре.

Подписчики есть, активности нет

Однако до сих пор электронные библиотечные системы не превратились в важный инструмент образовательной жизни вуза. Большинство преподавателей и студентов обходятся без электронных ресурсов или не придают им значения.

«Есть вузы, где на одного студента приходится в среднем по 8 книг, это очень высокий показатель. В других вузах на студента приходится 0,01 книги. Колоссальный разрыв в 800 раз», - прокомментировал ситуацию Константин Костюк, генеральный директор ООО «Директ-медиа».

Неэффективное использование вузами электронных ресурсов подтверждает и Галина Шаматонова, директор библиотеки Ярославского госуниверситета: «К началу 2014 года в ЭБС «Университетская библиотека онлайн» были зарегистрированы около 1000 пользователей – 10% от общего числа студентов и преподавателей». Такая же ситуация в целом по региону. Например, в Ярославской медицинской академии в 2013 году студентам и преподавателям были розданы 500 карточек доступа к ЭБС «Консультант студента», и лишь 217 из них были активированы.

Согласно исследованию, проведенному ярославскими библиотекарями, лишь 11% опрошенных студентов пользуются электронными учебниками, при этом 70% студентов склоняются к традиционному печатному варианту. Затрудняют развитие электронных библиотек и сами вузы, закупая бумажные учебники, по которым преподаватели выстраивают учебный процесс.

Издатели считают, что задача привлечения студентов к использованию ЭБС должна лечь на плечи вузов. Без популяризации электронных ресурсов в образовательных учреждениях статистика не будет меняться в лучшую сторону.

От общего к частному

Важный тренд прошлого года - точечное комплектование вузовских подписок. Такой подход становится необходимым, если вуз настроен серьезно, а не «для галочки» использовать ресурсы ЭБС. Точечное комплектование позволяет выбирать нужные отраслевые учебники и тратить меньше денег, чем при подписке на одну базовую коллекцию, содержание которой будет использоваться неэффективно.

Благодаря точечному подходу к комплектованию, в 2013 году небольшие вузы смогли подняться до тех же отметок в книговыдаче, что и крупные учебные учреждения, приобретающие большие подписки.

Прогнозы

Эксперты охарактеризовали перемены, которые ожидают рынок ЭБС, как игру на выбывание. Большое количество игроков вызовет острую конкуренцию, ведь на рынок, составляющий 400 миллионов рублей, приходится 15 электронно-библиотечных систем. Ожидаемый сценарий развития – ценовая борьба и перераспределение долей рынка. Обострит названные тенденции и вузовская оптимизация: стремление купить больше за меньшие деньги. Важно помнить, что главное в этих бизнес-состязаниях - не потерять качество российского учебного контента.

Стандарты и сертификация

Чтобы конкуренция не превратилась в недобросовестную и не привела к имитации качественных ресурсов, необходимо сформировать стандарты отрасли, создать профессиональную общественную экспертизу и сертификацию. Понятие качества должно быть у всех одинаковым – убеждены представители издательского сообщества.

Библиотекари с ними солидарны: от актуального контента и удобства электронных библиотечных систем будет зависеть интерес студентов к использованию электронных ресурсов.

Резюмируя дискуссию, можно сделать вывод: все участники книжного рынка должны включиться в борьбу за качество. Вузам необходимо превратить ЭБС в реальный, а не формальный элемент учебного процесса, а издательствам и агрегаторам позаботиться о создании качественных ЭБС с актуальным лицензионным наполнением, работоспособной платформой, интерактивными сервисами.

Материалы по теме:

Нужны ли библиотеки в цифровую эпоху?

Нужны ли библиотеки в цифровую эпоху?

«Где знание, которое мы потеряли в сведениях?», – такая цитата Томаса Элиота предваряет рассуждения о цифровом мире Кристофера Фарли – американского актера и комика, который в студенчестве работал библиотекарем.