Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Добиться взаимности. В чём смысл обоюдного признания дипломов с другими странами

Соглашения о взаимном признании образования, квалификаций и учёных степеней помогают делать российское образование престижнее, студентов и учёных — мобильнее, а научные исследования — лучше.

 

В начале 2019 года на встрече со студентами и преподавателями Новосибирского госуниверситета министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков заявил, что ведомство вернётся к вопросу взаимного признания учёных степеней. 

В конце мая было подписано соглашение о взаимном признании образования, квалификаций и учёных степеней с Узбекистаном, 19 ноября — со Словакией. Наконец, к обсуждению вопроса вернулись представители Великобритании и России. В 2018 году именно Великобритания отказалась от обоюдного признания образования, несмотря на то, что над вопросом работали уже более пяти лет. 

Всего к настоящему моменту Россия имеет соглашения о взаимном признании образования более чем с 70 странами. В их числе Сербия, Франция, Италия, Мальта, Кипр, Венгрия, Узбекистан, Камбоджа и Ангола.

На первый взгляд обывателя, не очень понятно, зачем всё это нужно. Кажется, что речь идёт лишь о небольшой группе специалистов, которым это может быть полезно. Сейчас россияне приезжают в другие страны с отечественным дипломом и вынуждены подтверждать квалификацию, так как системы оценок и проверок в государствах не совпадают. Такое же положение вещей справедливо и для иностранцев, приезжающих в Россию. На деле взаимное признание образования открывает множество возможностей для стран и их граждан. 

Новые возможности образования

Для начала тенденция хороша для всех участников образовательного процесса. Взаимное признание дипломов стимулирует развитие программ обучение. Качество образования должно быть стабильно высоким, чтобы получить признание на международном уровне, материалы — актуальными, а выпускники — конкурентоспособными.

Благодаря признанию образования более понятными становятся программы обмена: студент может проучиться семестр или год в зарубежном вузе, и пройденные дисциплины ему зачтутся дома. 

Обладатели российских дипломов получают возможность применить свои знания в разных странах или продолжить получать образование за границей без бюрократических проблем, связанных с подтверждением квалификации. Но это работает и в обратную сторону, так что российские вузы смогут привлекать больше зарубежных студентов и талантливых исследователей. В то же время россияне, которые изначально уехали учиться за границу, могут вернуться работать в РФ и применять полученные знания здесь. 

Всё это открывает новые перспективы для российских вузов. Как отметил министр Михаил Котюков на встрече по вопросам инклюзии и мобильности в высшем образовании, которая прошла в рамках 40-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже, Россия уже одна из наиболее привлекательных стран для иностранных студентов. Она уступает в этом вопросе только ведущим англоговорящим странам и находится на одном уровне с Францией и Германией. 

В 2019 году на обучение в РФ приехали 181,5 тысячи иностранцев. Четверть из них — граждане Казахстана. За ними в рейтинге идут Китай, Узбекистан и Украина. Всего в России учатся приезжие из 174 стран. Но это данные пограничников, так что цифры могут несколько расходиться с реальностью. По информации Минобрнауки, в 2018 году иностранных студентов было 247 тысяч, причём 83 тысячи из них — первокурсники. Ежегодно Правительство РФ выделяет квоты на бесплатное обучение 15 тысяч иностранцев. Часть из них распределяется на граждан стран, в которых идут военные конфликты. 

В ближайшие пять лет министерство планирует вдвое увеличить число международных студентов в российских университетах. «Для этого разработан специальный проект, который объединяет меры по развитию образования и научных исследований, университетской инфраструктуры и информационных систем», — подчеркнул Котюков. 

Новое будущее науки

Взаимное признание образования облегчает академическое и научное сотрудничество между странами. Становится проще вести совместные программы и проекты, что очень важно для развития. Например, странам не обязательно вести исследования параллельно и автономно, они могут консолидировать усилия. Это позволяет давать жизнь более крупным проектам и работать над ними сообща.

Дополнительный плюс — увеличение финансирования. Так, в 2018 году Россия и Словакия при финансовой поддержке профильных министерств завершили три совместных научно-исследовательских проекта. На реализацию каждого было выделено 15 миллионов рублей с российской стороны и 300 тысяч евро со словацкой. 

Тренд на глобализацию продолжает нарастать, было бы наивно пытаться противостоять ему. Поддержать его — разумное решение. Так что взаимное признание образования определённо открывает новые горизонты перед учёными разных стран.

 

Наталья Копылова