Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Дискавери-сервисы открывают «единое окно» к ЭБС, каталогам библиотек и базам данных

Проблема поиска, в особенности научного, для отечественных библиотек по-прежнему очень актуальна. В свободном доступе практически нет авторских научных работ, поэтому библиотеки, особенно вузовские, стремятся обеспечить своих читателей качественной, адекватной и полной научной информацией с помощью различных электронных подписок. При этом библиотеки стремятся создать систему единого поиска на своем сайте.

 

Специалисты выделяют три подхода к созданию единого поиска: по каталогам, загруженным в АБИС (автоматизированные библиотечные информационные системы), этот подход использует большинство российских библиотек; с помощью поисковых сервисов на основе свободно распространяемых поисковых систем, при настройке которых требуются высококвалифицированные программисты; либо используя отечественные или зарубежные дискавери-сервисы, что требует определенных затрат, довольно значительных в случае применения иностранных систем.

На взгляд заместителя директора по науке ООО «Радуга-Лик с Вами» Владимира Лютецкого, для тех, кто имеет большое количество внешних подписок и хочет получить максимальный эффект от их использования, работа с дискавери-сервисами предпочтительна. Сейчас их используют наиболее продвинутые библиотеки, что позволяет им создать оптимальное для пользователей единое окно доступа к ЭБС.

Электронные ресурсы большинства вузовских библиотек образуются из собственных электронных библиотек, арендованных российских ЭБС и зарубежных баз данных, различных сетевых источников, в том числе свободных научных репозиториев. Дискавери-системы позволяют представить максимум этих ресурсов в единой поисковой выдаче.

До конца 2016 года лишь немногие библиотеки могли позволить себе использовать дискавери-сервисы, поскольку практически не было отечественных продуктов подобного рода. 

EBSCO 

Наиболее известная зарубежная дискавери-система – американская Ebsco Discovery Service (EDS), ставшая крупнейшим игроком на мировом рынке за свою 70-летнюю историю. И неудивительно: сервис предлагает коллекцию проиндексированного контента, в том числе реферативные и библиографические базы данных, полнотекстовые коллекции и ресурсы открытого доступа от примерно 23,800 провайдеров, на которые приходится более 1 000 000 изданий от ведущих мировых издательств и поставщиков информации.

Как отмечается на сайте сервиса, EDS поддерживает поиск контента в полнотекстовых, реферативных базах данных, а также библиотечных каталогах и других локальных коллекциях. Интегрированный поиск осуществляется за счет сбора и индексирования метаданных из различных источников в единый предварительно проиндексированный массив, что обеспечивает максимально быстрый ответ на поисковый запрос пользователя.

Немаловажно и то, что EDS предоставляет возможность отображения информации о доступности публикации, ее местоположении, ссылки на полный текст, настройка примечаний.

Сервис также предлагает подписчикам API (интерфейс прикладного программирования), который обеспечивает функциональность поиска в АБИС библиотеки. Программный интерфейс приложения (API) предлагает легкую интеграцию и прямолинейную технологию, высокую степень релевантности, прямую привязку к полному тексту, полный список ограничителей и расширений для поиска и поддержку гостевых и удаленных пользователей.

Кроме этого, API позволяет получать доступ к премиум-контенту, предоставляемому по подписке EDS через пользовательский интерфейс по выбору библиотеки.

Благодаря партнерству EBSCO с крупнейшими поставщиками и разработчиками АБИС, библиотеки могут использовать в качестве пользовательского интерфейса EBSCO Discovery Service или интерфейс электронного каталога библиотеки. 

БИБЛИОПОИСК

«Библиопоиск» появился на рынке библиотечных дискавери-систем в конце 2016 года, его авторство принадлежит рязанской фирме «Радуга-ЛИК». Компания пошла по пути объединения преимущественно российских ресурсов. Общий объём русскоязычных документов, индексируемых «Библиопоиском», сейчас достигает почти 15 млн. Сервис работает практически со всеми ведущими поставщиками русскоязычного контента, в том числе с «ЛитРес», «Университетской библиотекой онлайн», East View, «Гребенниконом», «Юрайт», ЭБД РГБ, НЭБ, Научным архивом, «КиберЛенинкой».

Разработчики «Библиопоиска» старались создать систему, максимально похожую на стандартные интернет-поисковики, отмечается на сайте компании. По умолчанию сортировка поисковой выдачи производится по релевантности, возвращаются пользователям не более 200 записей, и только те документы, к полным текстам есть полный доступ. 

Основная форма поиска — единая строка, интегрированная с сайтом библиотеки. Морфологический поиск работает как для русского, так и английского языков. Поддерживается расширенный синтаксис поисковых запросов. 

Как эксклюзивную особенность разработчики отмечают полнотекстовый поиск по таким значимым научным источникам, как ЭБД РГБ, НЭБ, Научный архив и «КиберЛенинка».

АППОЭР и КФУ

Свой поисковый сервис «Единое окно доступа к ЭБС» на основе предложений Ассоциации производителей и пользователей образовательных электронных ресурсов (АППОЭР) создали специалисты Казанского (Приволжского) федерального университета во главе с директором Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Евгением Струковым.

Дискавери-сервис АППОЭР и КФУ пока тестируется, и поэтому открыт для всех пользователей. В дальнейшем планируется предоставлять им единую авторизацию, а также возможности комплектования, разделение ролей пользователей и многое другое, отмечается на сайте АППОЭР.

Пользователям доступны ресурсы таких ЭБС, как ZNANIUM.COM, КнигоФонд, «Лань», «Консультант студента» и «Университетская библиотека онлайн».    

Уже сейчас, если одна и та же книга встречается в разных ЭБС, то она не повторяется в результатах поиска сервиса, а формируется единая запись на основе самого полного библиографического описания.

Примечательно, что единое окно доступа к ЭБС на сайте АППОЭР позволяет пользователям входить и в Ebsco Discovery Service, а также осуществлять совместный на обоих ресурсах поиск. 

Многие ведущие библиотечные системы используют несколько дискавери-сервисов. И за их развитием будущее, что находит подтверждение в последнем отчете OCLC: “College Student Perceptions” (http://www.oclc.org/reports/perceptionscollege.htm). По его данным, только 30% студентов используют онлайн-ресурсы, предоставляемые библиотекой.

«У российских библиотек наконец-то появилась возможность выбора при реализации такой возможности, как единый библиотечный поиск», – отмечает Владимир Лютецкий. Использование различных дискавери-сервисов позволяет вузовским библиотекам обеспечить максимальный и быстрый доступ пользователям к актуальной научной информации, без чего в век цифровых технологий невозможно вести полноценную исследовательскую работу.

 

Александр Вохмянин