Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Что дальше: 10 трендов в развитии библиотек в 2020 году

Последний год текущего десятилетия вберёт в себя основные тренды, заданные предыдущими периодами. Библиотеки ждёт оптимизация бюджетов, внедрение технологий и активное взаимодействие с посетителями.

 

1. Сокращение платных подписок на научные журналы

Урезание бюджетов библиотек и набирающий скорость процесс по внедрению открытого доступа сделали своё дело: библиотеки запланировали серьёзное сокращение количества платных подписок. Разработка этой идеи началась еще несколько лет назад, в 2019 году задумка трансформировалась в действие и продолжит набирать обороты дальше.

Так, Университет Айовы в этом финансовом году, который начался с 1 июля 2019 года, запланировал отказаться от трат в размере 600 тысяч долларов. Подписка на периодические издания будет отменена как раз с 1 января 2020 года. 

Распространённая форма оптимизации — отказ от так называемых больших сделок, когда библиотека подписывается сразу на пакет изданий. Например, Университет штата Флорида уже в 2019 году отказался от большой сделки с издательством Elsevier из-за её «высокой и постоянно растущей стоимости». Раньше пакетная подписка была выгодной, так как предлагала льготные цены, но в последние годы стоимость больших сделок стала неподъёмной для библиотек. Университет Калифорнии также пошёл по этому пути. Ставку делают на адресную подписку на конкретные журналы.

Наконец, есть тенденция отказа от подписок на бумажные издания в пользу электронных. 

2. Переосмысление сокращения подписок

Как уже было сказано, процесс сокращения подписок начался в предыдущие годы. И если некоторые библиотеки только начинают действовать, то другие уже могут проанализировать первые результаты. Вероятнее всего, в 2020 году это приведёт к переосмыслению сокращения подписок для того, чтобы достигнуть баланса между оптимизацией бюджета и обеспечением читателей всей нужной информацией. Ожидается, что это приведёт к пусть и незначительному (так как сокращение подписок долго и тщательно просчитывалось), но откату. Часть подписок вернётся, а бюджеты на них будут скорректированы. Выбор будет сделан в пользу качественного и востребованного пользователями контента.

3. Поддержка открытого доступа

Эта тенденция вытекает из предыдущих пунктов: если в научном сообществе мнения насчёт открытого доступа разделяются, то библиотекам его развитие определённо выгодно. Оно принесёт расширение коллекций, неограниченный доступ к информации — отлично звучит для учреждений с ограниченным бюджетом. 

4. Оптимизация бюджета

Экономить библиотеки планируют не только на платных подписках. Эффективное сокращение расходов в числе приоритетных планов во многих учреждениях. Это небыстрый процесс, в котором требуется и траты сократить, и актуальный выбор книг и материалов сохранить.

Поэтому пока библиотеки анализируют, какие издания, в том числе электронные, необходимо покупать сразу, а какие можно брать взаймы через специальные системы. Так можно создать более экономичную модель закупок без негативного влияния на доступ пользователей. 

5. Внедрение гибкого управления проектами

Методологии гибкого управления проектами характерны для разработки программного обеспечения, но их почерпнули для себя и в других отраслях. Их использование позволяет сделать работу более эффективной в целом за счёт приоритизации задач и расходов, командного подхода, партнёрства в достижении общих целей. 

6. Помощь сообщества

Библиотеки в числе прочих учреждений культуры во многом вынуждены полагаться на волонтёров. Экономия бюджета — одна из важных, но не единственная причина. Так библиотеки могут собирать вокруг себя сообщество.

Например, в Публичной библиотеке Хельсинки более 90% мероприятий организуются при помощи энтузиастов, что помогает создавать пространство, которое люди хотят совместно использовать. 

7. Внедрение новых технологий

Кажется, что дополненная и виртуальная реальность должны больше интересовать музеи и галереи, но и библиотекам здесь есть о чём подумать. Например, некоторые учреждения используют технологии и коллекции данных о местной истории для помощи людям с деменцией: виртуальная реальность помогает им переживать события из прошлого. Публичные библиотеки помогают посетителям углубить читательский опыт с помощью виртуальных туров в отдалённые населённые пункты благодаря Google Streetview.

В то же время искусственный интеллект мог бы помочь во внутренних процессах библиотеки: анализировать и каталогизировать данные, оцифровывать коллекции, описывать изображения и текстовые материалы. При этом ИИ не потеснит людей, так как ему потребуется постоянный контроль из-за его предвзятости: алгоритм работает только с имеющимися данными, поэтому может делать неправильные выводы. 

Наконец, немаловажным может стать внедрение голосового управления. Оно позволит значительно ускорить процессы и облегчить библиотекарям работу. 

8. Расширение использования облачных технологий

Облачный хостинг обеспечивает большую надёжность, лучшую производительность и более высокую безопасность, чем локальная сеть. Он даёт возможность работать из любого места, использовать любого устройства и автоматическое обновлять программное обеспечение. Но это обновит требования к безопасности. Баланс между открытостью и обеспечением сохранности данных станет ещё одним трендом.

9. Больше цифровых лабораторий

Библиотеки не только активно используют технологии, но и обучают им. Например, в библиотеке Фергюсона в Стэмфорде и Калифорнийской государственной библиотеке пользователи могут не только опробовать технологию виртуальной реальности, но и узнать, как кодировать VR-игры с нуля. В Публичной библиотеке Чикаго действует цифровая лаборатория, где подростки учатся записывать и редактировать треки, записывать подкасты и так далее. 

Подобные увлекательные и полезные для карьеры занятия становятся драйвером роста посещаемости библиотек. 

10. Открытые библиотеки

Обычно словосочетанием «открытая библиотека» обозначают электронный ресурс, где материалы можно читать в свободном доступе. В Скандинавии пошли дальше и действительно открыли свои учреждения для посетителей — с максимальным доверием к ним. Например, в Нестведе в Дании определённые часы сотрудники библиотеки уходят со своих рабочих мест, но не закрывают её двери для визитов. Горожане всё также могут заходить и пользоваться услугами учреждения — читать, учиться или просто собираться группами для бесед. В целях безопасности были разработаны инструкции на случай возгорания или взлома, всё оборудование защищено, а фонды каталогизированы, чтобы было проще обнаружить хищение. Доступ в учреждение осуществляется по картам медстрахования. 

Когда формат открытой библиотеки опробовали в Великобритании, выяснилось, что посетители действительно хотят иметь возможность брать книги и пользоваться библиотечной информацией в нерабочее время. Это логично: часы работы учреждений зачастую совпадают с часами работы пользователей. 

Именно формат хотя бы частично «беспилотных» библиотек позволяет обеспечить доступ к ним на более продолжительный период.

 

Наталья Копылова