Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Библиотека «ГОРОД»: эволюция пространства

В цифровом веке способность библиотеки быть культурным центром приобретает особое значение. Чтобы библиотека продолжила существование как физическое пространство, необходима индивидуальная идея, которая создаст визуальное и смысловое единство и позволит посетителям находить любимые места в соответствии с личными резонансами. Детская библиотека «ГОРОД» — о модернизации своего пространства в соответствии с концепцией edutainment.

Елена Шпаковская,
заведующая сектором маркетинга библиотек Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Зинаида Воронцова,
заведующая детской библиотекой «ГОРОД»

Мы стремимся организовать встречу ребенка с книгой

В начале 2000-х годов у нас был читательский бум, в читальном зале постоянно была очередь. Но с приходом домашнего Интернета внимание к библиотеке стало падать. И сегодня мы ищем всевозможные пути, чтобы организовать встречу ребенка с книгой. Таких возможностей много, поэтому библиотека сейчас занимается очень разносторонней деятельностью, пытаясь ухватить любые ниточки, которые могли бы привлечь детей к чтению.

В новом пространстве невозможно работать по-старому

Все началось с библиотеки им. Н. В. Гоголя: ее открытие вызвало множество дискуссий на тему городских пространств. Чтобы библиотека могла стать площадкой для развития городских сообществ, «третьим местом», где люди стремятся проводить время, в первую очередь, ей следует стать современным, открытым, интерактивным пространством, в котором приятно находиться. И задействовать все технологии, которые ворвались в библиотеку в XXI веке.

Решение о нашей полной реконструкции было принято в 2011 году. В основу архитектурного проекта положили идею библиотеки как города. Нам хотелось, чтобы в спальном микрорайоне у наших маленьких читателей появилось особое место, свой город, где они могли бы найти и книги, и всесторонние занятия.

Кстати, дизайнеры, которые преобразили библиотеку им. Н. В. Гоголя, приняли участие и в работе над нашим проектом. Библиотеки хотят меняться и понимают, что визуальная составляющая очень важна. Конечно, это лишь одна сторона медали: следом нужно внедрять инновационные форматы взаимодействия с читателями. Это вопрос визуального и смыслового единства: невозможно в новом пространстве работать по-старому.

В библиотеке есть место чтению и играм

В своей деятельности мы отталкиваемся от концепции edutainment, которая предполагает совмещение образования и развлечения. Обустройство пространства также подчинено этой идее. Библиотека поделена на две зоны — Большой и Маленький город, для подростков и дошкольников. Наверняка, первое, что бросается в глаза, это яркое оформление. Детей встречают не только стеллажи с книгами, но и всевозможные игры. В пространстве для малышей много модулей Монтессори для развития мелкой моторики, большие мягкие конструкторы, сенсорные киоски, железная дорога. Подростки любят играть в огромные напольные шахматы.

Может возникнуть вопрос: а осталось ли в нашей библиотеке место чтению? Конечно, да! Мы хотели уйти от строгой атмосферы традиционной библиотеки. Мы создали игровое пространство, потому что игра естественное состояние ребенка. Таким образом дети вовлекаются в наше пространство и, в то же время, они находятся среди книг. Играя в такой среде ребенок, несомненно, обращает внимание и на книги. Его первоначальным побуждением была игра, но через нее он подключается к чтению. У нас такой девиз: через игру к книге и от книги к игре.

Увидеть книгу и понять, что она твоя

Это город, где дети — хозяева, и невозможно, чтобы играя, они не шумели. Маленький город — пространство для малышей, они приходят сюда с родителями, обычно здесь более спокойная атмосфера. В Большом городе, на территории подростков, бывает довольно шумно. Они часто приходят компанией и бурно выражают эмоции во время игры. Мы относимся к этому спокойно, лишь бы им было комфортно. Для тех, кто хочет почитать, у нас есть кресла-ракушки, там дети могут уединиться с книжкой. На мягких диванах между книжными стеллажами родители с детьми часто читают вслух, раскрашивают — это непрерывный процесс, они даже не хотят уходить отсюда домой.

При необходимости можно создать и сосредоточенную атмосферу: например, зал Академии у нас нередко используют для совещаний и как площадку для встреч. Но в пространстве Большого и Маленького города строгого деления на «шумные» и «тихие» зоны нет, здесь все соединено, игровые и приватные зоны находятся в одном пространстве. Скорее, мы рассчитываем на то, что дети захотят взять понравившуюся книгу с собой, почитать ее в уединении дома на диване. У нас же можно открыть книгу и увидеть, что она тебе нравится, полистать ее, понять, что она твоя, это очень важно. Подростков несколько сложнее привлечь к чтению, но малыши очень охотно читают.

Разверните книгу к ребенку «лицом»

Кстати, очень важно как раскладываются книги в библиотеке, особенно в детской. Восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого. В Маленьком городе оформлению книжных стендов уделено особое внимание: книги стоят так, чтобы ребенок со своего небольшого роста мог дотянуться до стеллажа. Более того книги развернуты не корешком, а своей обложкой, тогда он может видеть картинку и выбрать ее.

Концепцию должен поддерживать каждый элемент

Если организация берет за основу какую-то концепцию, она думает о том, какие проекты будут эту концепцию поддерживать. Всем заниматься нельзя, это разрушает бренд, разрушает идею. Поэтому, когда мы разрабатывали концепцию библиотеки «ГОРОД», конечно, мы задумывались, через какие элементы мы сможем лучше всего ее выразить. Что есть город? Это Петербург, это наш район, значит, у нас должно быть петербурговедение и мы в игровой форме будем осваивать его. Город — это его жители, это новые технологии. Так родились многие наши проекты, которые работают на единую идею, на бренд. Даже зоны в библиотеке названы городскими именами, чтобы ребята ориентировались в своем пространстве. При входе висит карта, путеводитель по библиотечному городу.

И мы не со всеми партнерами беремся работать. Часто, выбирая ту или иную выставку, мы с сотрудниками спорим о том, подходит ли она нашей библиотеке, в ней должно быть то, что соответствует нашей концепции. Cодержать себя в определенной строгости, в рамках избранной концепции, очень правильно, только так можно сохранить свое лицо.

Библиотека может стать громадной корпорацией

У нас действует единый электронный билет, мы входим в корпоративную систему общедоступных библиотек Петербурга (КСОБ). Если какой-то книги нет в нашей библиотеке, но она есть в библиотеке другого района, мы закажем ее и книга приедет сюда. Электронный билет дает возможность взять и сдать книги в любой библиотеке сети. Выстраивание единой сети библиотек — одна из особенностей Петербурга. Но недавно стало известно, что Москва затеяла грандиозный проект и собирается идти еще дальше. Если в нашем городе у каждой библиотеки свой логотип и своя визуальная концепция, столичные библиотеки будут оформлены в едином корпоративном стиле.

Уже разрабатывается визуальная айдентика для всех библиотек города, для библиотеки как громадной корпорации. И мы думаем, что это очень правильно, потому что сама библиотека в пространстве мегаполиса должна стать узнаваема. Мы тоже стараемся использовать наш логотип как можно чаще, даже в елочных украшениях, потому что это работает на узнаваемость и концептуальность. Но Москва наметила масштабные перемены и это здорово. Общая символика объединит столичные библиотеки и обеспечит единство восприятия библиотечной сети москвичами. Конечно, крупные национальные библиотеки не впишутся в это, но районные станут звеньями единой цепи.

Единый бренд не отменяет индивидуальности

Если библиотека как бренд будет узнаваема среди такого количества уличной рекламы, такого количества брендов, это замечательно. Чтобы говорить о новом образе библиотеки, важно выстроить представление о библиотеке как некоем уникальном месте в пространстве большого города. Возникает вопрос: должны ли библиотеки унифицироваться как части единой сети, если они будут объединены под одним логотипом? Объединение не означает, что у каждой библиотеки не будет своего лица. Каждая может развивать свои узкоспециальные функции, которые она для себя выбирает.

Посмотрите, как работает МЦБС им. М. Ю. Лермонтова. Она представляет сеть из 14 филиалов, каждый из которых специализируется на своей тематике: Библиотека книжной графики развивает дизайн, Библиотека британской литературы занимается иностранной литературой, каждая из них особенна. Формирование единого логотипа не отменяет индивидуальности каждого отдельного пространства. Каждая библиотека может следовать своему уникальному пути, привлекать определенную целевую аудиторию, использовать свои инструменты. Каждое пространство может искать свое лицо и своего читателя, но само внимание к библиотеке как явлению выведет ее на новый уровень.

Материалы по теме:

Библиотека «ГОРОД»: Мы учим родителей читать книги вместе с детьми

Библиотека «ГОРОД»: Мы учим родителей читать книги вместе с детьми

После реконструкции детская библиотека «ГОРОД», объединившая образование и развлечение, стала одним из любимых мест отдыха. Здесь признаются, что нередко видят, как ребенок, который хочет провести выходной в ее пространстве, приобщает к библиотеке и своих родителей. И здесь этому рады, потому что один из принципов, которые пропагандируют в «ГОРОДе» — родители должны учиться читать волшебные сказки вместе с детьми.

Библиотека им. М. Ю. Лермонтова: преображение в цифровую эпоху

Библиотека им. М. Ю. Лермонтова: преображение в цифровую эпоху
Катерина Андрианова, пресс-секретарь МЦБС им. М. Ю. Лермонтова

Вопреки ожиданиям, что время печатных книг и библиотек подходит к концу, библиотеки переживают впечатляющие метаморфозы. Кажется, вызовы цифрового времени пошли им только на пользу. Библиотека им. М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге, прошедшая через недавнюю реконструкцию, рассказала о том, как сейчас обстоят дела, и поделилась своим видением места и роли библиотек в цифровом веке.

Интеллектуальные клубы в библиотеках: 5 идей

Интеллектуальные клубы в библиотеках: 5 идей

Клубы по интересам в библиотеках – один из ярких мировых трендов. Интернет разрушил монополию книг и библиотек на информацию, но выявил потребность в живом общении с носителями знания. Люди хотят встречаться, ходить на интересные лекции и мастер-классы.

Вот несколько «клубных» идей от петербургских библиотек, которые показались нам интересными.