Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Библионочь: рекламы всегда мало

В ночь с 21 на 22 апреля в библиотеках страны в шестой раз состоялась Библионочь. Библиотеки не закрывали своих дверей допоздна, а некоторые и ночь напролет: читателей и зрителей ждали перфомансы, игры, встречи с писателями и даже балы. Мы расспросили петербургских библиотекарей, удается ли этой акции привлечь внимание к библиотекам.

Наталья Ергенс,
куратор Библиотеки Комиксов и Графики

Библионочь позволяет выйти за пределы своего круга

Здорово, что есть такие акции, которые позволяют в нестандартное время посетить интересные места. Чем Библионочь или Ночь музеев хороши? Есть места, в которые работающий человек хотел бы попасть, но работает с ними в одном графике. И такая акция дает ему возможность посетить какой-то интересный музей или библиотеку в нестандартное время. Очевидно, что эти мероприятия приводят в библиотеки новых людей. Вот и сегодня мы записали новых читателей, которые, если бы не Библионочь, рекламируемая более широко, не пришли бы и не узнали о нас. Прелесть городских акций именно в этом: они рекламируются более широко, не только посредством обычных ресурсов и социальных сетей. У нас есть постоянный круг читателей, которые ходят на мероприятия и выставки, а такие акции охватывают аудиторию самую разную, гораздо более широко, в результате приходят совсем другие люди, которые не пришли бы сюда в обычные дни. Это большой плюс.

Следует ли из этого, что нам нужно круглосуточное обслуживание, как в университетских библиотеках Европы?.. Думаю, мы тоже рано или поздно к этому придем, расширив зону доступности. Конкретно в нашем случае, конечно, не имеет смысла работать круглосуточно, потому что мы в отдалении от центра города. Сложно представить человека, который на постоянной основе будет приезжать сюда в 12 часов ночи. Но для библиотек на центральных проспектах, где большая проходимость, это могло бы быть логично. Было бы здорово, если бы были круглосуточные боксы, где человек может вернуть книгу.

Нуждаются ли библиотеки в большей информационной поддержке? Страница ВКонтакте Центра Британской книги, на которую подписаны более 13 тыс. пользователей, — сама по себе мощный информационный ресурс. Это клуб по интересам и информирования среди них достаточно для проведения мероприятия. C другой стороны, очень часто к нам приходят люди и говорят: «Какая классная у вас библиотека, почему я не знал? У вас такая плохая реклама!» Это удивляет. Рекламы в данном контексте всегда будет недостаточно, потому что мы живем в эпоху такой информационной экспансии, что даже множество биллбордов в метро и на улицах не гарантируют того, что все о нас узнают. Что такое эффективная реклама в наше время — непонятно. Нужно находить фокус-группы, которые зацепятся за вас мыслью, взглядом, на это мы работаем.

Елена Кузнецова,
куратор центра Британской книги

Те, кто приходят на Библионочь, потом возвращаются

Для меня нет большой разницы между Библионочью и другими мероприятиями. Мы организовываем много мероприятий, около 10–12 каждый месяц, у всех общая цель — привлечь людей в библиотеки, познакомить с фондом, а в нашем случае и помочь освоиться в мире английского языка, найти единомышленников. Это относится ко всем встречам, но у Библионочи хорошая реклама и она привлекает больше гостей. Она дольше длится: обычно мы закрываемся в восемь часов, а здесь гости задерживаются и до одиннадцати.

Я работаю в библиотеке Британской книги с 2009 г., про тенденцию роста посещаемости вряд ли можно уверенно говорить. Посещаемость зависит от темы, которую мы предлагаем. «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте привлекла меньше публики, в основном женскую аудиторию, а самой многочисленной по посещениям стала «Алиса в стране чудес». Сегодня тема «Британский юмор», все признаются, что она тоже очень интересна. Среди посетителей есть лица, которые я узнаю, они ходят на многие мероприятия, но есть и новые: сегодня многие записались, надеюсь, будут приходить и брать книги, журналы.

Маргарита Култаева,
библиотекарь Измайловской библиотеки

Бесплатное может быть хорошим

В Библионочь приходит много людей, которые и подумать не могли, что в библиотеках все так сильно меняется и мы отошли от старого формата. Библионочь — единая акция, люди могут зайти в любую библиотеку и там обязательно будет происходить что-то интересное. Это повод сделать нечто особенное помимо тех мероприятий, которые мы проводим. Когда посетители спрашивают, что такое Библионочь, мы говорим — как Ночь музеев, только бесплатная. Это важно. Сейчас мало верят, что бесплатное может быть хорошим, хотя мы делаем. Те, кто придут один раз, придут и второй и станут нашими читателями. Я провожу Библионочь пятый раз и могу сказать, что те, кто на ней побывал, потом возвращаются. Кто-то на Библионочь заходит «с улицы». Например, химические опыты, которые мы сегодня проводим, — настоящее зрелище. Когда мы выходили делать их на улицу, люди, проходившие мимо, интересовались, что происходит? И заинтригованные заходили.

На сайте Библионочи библиотеки всей России выкладывают информацию о своих мероприятиях. Можно найти свой район и увидеть, что проводят библиотеки в вашем районе и, не выезжая далеко от дома, сходить туда вечером с детьми. Конечно, сегодня работа библиотекаря требует все новых и новых навыков. Мы выдаем электронные книги, мы ведем Инстаграмм, мы организуем мероприятия — нужен «миллион» творческих навыков, зато можно попробовать себя в любой роли, даже фотографа. Люди отвыкли, что нечто хорошее может быть бесплатно, мы стараемся показывать, что это не так. Если сравнить разные Библионочи: каждый год собирает разную публику, все зависит от тематики. Что касается технической, организационной стороны — это те же мероприятия, просто мы их переносим на вечер, стараемся, чтобы они были единообразны. Библионочь — хорошая акция. Вот сейчас десятый час, а посетители у нас продолжают книжки выбирать, еще могут записаться в библиотеку. Мы максимально идем навстречу людям.

Материалы по теме:

10 принципов создания библиотеки нового типа

10 принципов создания библиотеки нового типа

Команда дизайнеров KIDZ превратила библиотеку им. Н. В. Гоголя в одно из самых модных городских пространств и с тех пор преобразила не одну петербургскую библиотеку. Как трансформировать книжные хранилища в актуальные социальные пространства? Дизайнеры поделились опытом.

«Громкие чтения»: мысли вслух

«Громкие чтения»: мысли вслух
Олеся Аверьянова, библиотекарь, куратор проекта «Громкие чтения», Центральная районная библиотека им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

В одной из петербургских библиотек решили возродить традицию чтения вслух, которая оказалась неожиданно популярной. Мы выяснили, чем же так привлекает этот процесс слушателей, как создать особенную атмосферу в «читальне» и какие бонусы приносит это мероприятие самой библиотеке?

Интеллектуальные клубы в библиотеках: 5 идей

Интеллектуальные клубы в библиотеках: 5 идей

Клубы по интересам в библиотеках – один из ярких мировых трендов. Интернет разрушил монополию книг и библиотек на информацию, но выявил потребность в живом общении с носителями знания. Люди хотят встречаться, ходить на интересные лекции и мастер-классы.

Вот несколько «клубных» идей от петербургских библиотек, которые показались нам интересными.