Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Валерий Фальков: новая система высшего образования должна быть адаптирована к потребностям рынка труда

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков принял участие в расширенном заседании Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию в рамках подготовки к отчету Правительства РФ о результатах его деятельности за 2022 год. На нем обсудили приоритетные вопросы обновления системы высшего образования, в том числе в части распределения бюджетных мест в вузах и сокращения срока обучения в магистратуре.

Во время своего выступления Валерий Фальков обозначил ключевые вопросы, которые прорабатываются Министерством совместно с Администрацией Президента России. В частности, большое внимание уделяется вопросам интеграции новых субъектов (Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей) в систему высшего образования России. Министр отметил, что работа в этом направлении уже активно реализуется ведомством.

«Мы опирались не только на мнение представителей органов публичной власти новых территорий, но и на предложения представителей профессионального сообщества. Исходя из этого, была подготовлена большая дорожная карта, которая сейчас успешно реализуется», — указал он.

На заседании был поднят вопрос распределения бюджетных мест в вузах (контрольные цифры приема, КЦП). Валерий Фальков подчеркнул, что данный аспект ежегодно прорабатывается с учетом запросов со стороны регионов.

«В рамках обновления системы высшего образования мы еще раз вернемся к этому вопросу и комплексно посмотрим, что здесь необходимо сделать. Последний год мы очень активно обсуждаем, что важно дать все, что просит регион и университеты, чтобы их запросы были очень четко связаны с тем, что имеет система общего образования. Проще говоря, количество бюджетных мест с определенным перечнем ЕГЭ соотносилось с тем, какое количество выпускников соответствующее ЕГЭ выбирает и сдает», — сказал он.

При этом Министр добавил, что необходимо учитывать особенность всех регионов, которые делятся на две категории: области с замкнутой системой высшего и школьного образования, где 90% выпускников школ поступают внутри региона, и система «проточная», когда территории ориентируются на выпускников со всей страны. Он напомнил, что к этой категории относятся не только такие города, как Москва и Санкт-Петербург, но и, например Новосибирск, Томск, Самара, Екатеринбург и другие.

В этой связи Валерий Фальков обратил внимание на успешную реализацию программы «Приоритет 2030», благодаря которой руководители регионов и их профильные заместители активно задействованы в вопросах высшего образования и науки.

Также участники встречи обсудили вопрос сокращения срока обучения в магистратуре по техническим специальностям ввиду запроса со стороны ряда отраслей экономики.

«Технические вузы активно заявляют о том, что им нужна технологическая магистратура сроком продолжительности меньше чем два года. Мы считаем, что для этого есть, с одной стороны, накопленный международный опыт, с другой — все будет зависеть от базового высшего образования и образовательных технологий, которые позволят с учетом серьезной включенности индустриальных партнеров и мотивации самих студентов получать качественное образование в более короткие сроки», — пояснил Валерий Фальков.

Об этом, как он отметил, заявляют не только представители инженерно-технической отрасли, но и IT-сферы. В том числе для работодателей важно, чтобы их сотрудники также могли получить необходимое магистерское образование за более короткое время.

Кроме того, была затронута возможность получать образование в магистратуре бесплатно для выпускников специалитета. По словам Министра, эта инициатива активно прорабатывается.

В завершение своего выступления Валерий Фальков добавил, что ведомство продолжает последовательную и планомерную работу по созданию новой системы высшего образования.

«Мы будем искать возможности, для того чтобы новая система высшего образования была лучше адаптирована к потребностям рынка труда, запросам экономики и, в первую очередь, учитывала конституционные права, свободы и законные интересы граждан России и иностранцев», — заключил глава Минобрнауки России.

 

Источник: Минобрнауки