Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

В вузах России началась приемная кампания

Все про особенности приемной кампании в вузы в 2022-м году

 

Обо всех «подводных камнях» приемной кампании 2022 года обозреватель «Комсомолки» побеседовал на Радио «КП» с директором Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Татьяной Рябко.

- Татьяна Васильевна, по закону вузы обязаны были разместить правила приема не позднее 1 ноября 2021 года. Однако, в последнее время идут разговоры о том, что у нас грядут некие изменения в вузах из-за выхода из Болонской системы. Особо горячие головы говорят и о изменениях, связанных с Единым госэкзаменом. В общем, накануне приёмной кампании получился информационный фон, в котором людям непосвященным сложно разобраться. Поэтому давайте мы с вами последовательно разберем, что будет происходить в ближайшее время с абитуриентами,студентами, преподавателями вузов. И первый вопрос – чем будет отличаться приемная кампания в этом году от приёмных кампаний прошлых лет?

- Приемная кампания 2022 года стартует как обычно, не позднее 20 июня 2022 года. 25 июля — последний день приема документов. 27 июля — публикация конкурсных списков. 28 июля — окончание приёма согласий на зачисление для поступающих с приоритетным правом зачисления.

Хотя некоторые вузы начали прием документов раньше. Это не возбраняется.

В целом приемная кампания в этом году не особо меняется. Единственное, что мы добавилось с пандемийных времен: абитуриенты могут подавать документы лично, почтой, через электронные кабинеты вузов, и так же через сайт суперсервиса «Поступай в вуз онлайн».

- «Поступи в вуз онлайн» - это отдельный сайт?

- Это отдельный сервис, который позволяет подать документы через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) – то есть через портал «Госуслуги». Документы можно подать и через личный кабинет на сайте вуза, а вузы уже передают данные в единое окно. Так что общий конкурсный список мы все увидим на ЕПГУ.

- Правила о том, что ты подаешь заявление и просто сообщаешь свои набранные баллы ЕГЭ не прикладывая сертификат с результатами ЕГЭ– сохранилось?

- Да, вузы сами проверяют баллы абитуриента через базу.

- Сколько волн будет зачисления? До ковидной пандемии их было две.

- Будет одна волна. Мы знаем ее плюсы и минусы. Но также мы оставили за вузами право проводит дополнительный прием на вакантные места уже после основной волны зачисления.

Основной прием заканчивается 3 августа. Сначала публикуются списки зачисленных олимпиадников, целевиков, льготников. А окончательный список принятых на обучение должен быть опубликован до 9 августа.

Про донабор

- Давайте подробнее про донабор. Что делать тем, кто в первую волну пролетел с поступлением в вуз мечты? Ждать донабора?

- Мы ребятам предоставляем множество возможностей. Во-первых, они имеют право подать в пять вузов на десять направлений. Кроме того, если остаются вакантные места, и абитуриент не поступил в тот вуз, который он изначально выбрал, он имеет право через донабор поступить в тот вуз, который у него был, может, не в приоритете, в первую волну.

Про медсправки

- А есть ли какие-то особенности подачи документов в электронном виде? Справка медицинская, по-моему, уже не требуется довольно давно.

- По некоторым направлениям подготовки в транспортных вузах, медицинских, военных, спортивных медсправки требуются. Нужно внимательно читать правила приема на сайтах вузов.

Про бакалавриат и магистратуру

- Недавно замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев говорил о том, что пока отказываться от системы бакалавриата и магистратуры мы не собираемся. Значит ли это, что те, кто поступает в этом году на бакалавриат гарантированно будут учиться четыре года? Или могут быть как бы изменения «на марше» – пока они будут учиться, им, раз, и годик добавят?

- Нет, так не будет. Если посмотреть подготовку, которая ведется в России, у нас есть наравне с бакалавриатом и магистратурой специалитет. Он остался по укрупненным группам в культуре, медицине, у военных, в юриспруденции, в инженерных направлениях. Мы отрабатываем вместе с работодателями какая должна быть подготовка, поскольку рынку нужны квалифицированные кадры. Например, в сельском хозяйстве коллеги готовы отказаться от бакалавриата и магистратуры и перейти на специалитет.

Те ребята, которые поступили и поступят на бакалавриат, конечно, доучатся в бакалавриате. И у них останется право обучения в магистратуре. Кроме того, мы сейчас рассматриваем возможность поступления в магистратуру и после специалитета бесплатно.

Идет колоссальная работа. Есть направления подготовки, где достаточно бакалавриата для получения тех знаний и навыков, чтобы выйти на рынок труда. Мы сохранили лучшее, что было в советской системе образования и возьмем лучшее от Болонской системы.

Мы не пытаемся сейчас все разрушить, что было создано за эти годы. Наши будущие абитуриенты точно не столкнутся с той проблемой, что мы заставим их «лишний» год обучаться. Учится будут столько, сколько нужно, чтобы овладеть специальностью.

Будет плавный переход. Будет и специалитет по каким-то направлениям подготовки и мы сохраним бакалавриат и магистратуру.

- В 2000-х было много разговоров о том, что бакалавр - это вроде бы «недоспециалист». Сейчас у меня есть ощущение, что такие разговоры стихли…

- Да, таких претензии все меньше и меньше, потому что бакалавриат у нас - по тем профессиям и специальностям, по которым можно выходить на рынок труда через четыре года.

А вот Минздрав не перешел на программу бакалавриата, он сохранил специалитет, потому что по их программе для подготовки квалифицированных врачей необходимо длительное обучение. Так же вузы Минкульта готовят чуть ли не 7-8 лет своих одаренных музыкантов, театралов. В военном образовании тоже сохранился специалитет. Чтобы стать судьей, адвокатом тоже необходимо был специалитет.

Дело не в продолжительности обучения, а в качестве подготовки. Мы все чаще говорим о том, что работодателям необходимо вместе с образовательной организацией написать совместную программу. Такие возможности есть. Сформулируйте, какой специалист нужен и какие навыки необходимо в вузе дать студенту, чтобы он к тебе пришел и сразу начал работать.

Про целевой набор

- Правила зачисления целевиков несколько лет назад поменялись. И мы говорим о том, что целевики могут и поступать по направлению организаций в вуз, и перейти на целевое обучение уже в период обучения в вузе, когда найдут своего работодателя или работодатель найдет их. Можно об этом подробнее?

- Целевой прием – это когда ты уже поступая в вуз знаешь конкретного работодателя к которому придешь на работу. Работодатели сейчас проводят много конкурсных отборов в поисках «своих» абитуриентов, чтобы заключить с ними договор о целевом обучении.

Кроме того, у нас так же практикуется, когда на третьем-четвертом курсе, особенно по инженерным направлениям, ребята приходят на практику на крупное предприятие и работодатель видит – вот их будущий сотрудник. Заключается договор о целевом обучении, работодатель предоставляет стимулирующие меры поддержки и в будущем гарантирует трудоустройство.

- В последнее время целевым приемом пользуются региональные и муниципальные власти тех регионов, где не хватает медработников учителей. Они направляют выпускников школ в вузы с тем, чтобы они потом вернулись на работу в местную больницу, в школу.

- Именно так.

- Я бы еще обратил внимание на то, что такой вольницы, как раньше было, когда 10% мест в вузах выделялось на целевой прием и туда поступали троечники в обход честного конкурса, теперь нет.

- Каждый вуз устанавливает свой проходной балл ЕГЭ, вне зависимости идешь ты на целевое обучение или по общему конкурсу, ты должен набрать больше, чем минимальный балл ЕГЭ.

И я хочу добавить, что у нас и среди целевиков сейчас тоже большой конкурс. В целевиков большой спрос, потому что за ними еще присматривает будущий работодатель.

Про магистратуру

- Министр науки и высшего образования Валерий Фальков недавно говорил о том, что поступать в магистратуру можно будет по тому же направлению подготовки, по которому вы обучались в бакалавриате. Однако раньше система была более гибкой. Сейчас уже понятно насколько жестким будет ограничения для поступления в магистратуру? Или все-таки будет возможность резко изменить судьбу после бакалавриата.

- Мы сохраняем право студента круто поменять свою судьбу. Если ты был инженером и захотел стать экономистом, поступив в магистратуру ты можешь воспользоваться этим правом.

Хотя, действительно, мы прорабатываем вопрос интегрирования магистратуры. Если ты учился на инженера, ты продолжишь свою дальнейшую траекторию обучения по этим же направлениям. Но такие решения еще в стадии проработки. В этом году ребята имеют право поступить на ту магистратуру, на которую желают.

- Честно говоря, я считаю, что, если ты учился на инженера, а в магистратуре получил еще и юридическое образование, то это совсем неплохо…

- Экономическое и управленческие навыки инженеру тоже не помешают.

Про систему 2+2+2

- Татьяна Васильевна, в последние несколько лет было много разговоров о системе 2+2+2. Есть ли понимание, как она будет работать и везде ли? Как я знаю система предлагается такая: два года – фундаментальная подготовка и выбор специализации. Еще два года – специализация. И еще два года – магистратура, более глубокие знания по выбранному направлению. В принципе, это гибкая, современная система. Как она внедряется в ближайшее время?

- Такая система внедряется не первый год, у нас уже есть положительный опыт,. Многие вузы перешли на систему, когда абитуриент, поступая на образовательную программу, после второго курса может выбирать иную образовательную траекторию и получать одну или две дополнительные квалификации. Например, общее направление инженерное, а после второго курса ты можешь перейти на конструктора, строителя и т.д., на смешанное направление подготовки.

Про бюджетные места

- Татьяна Васильевна, на какие направления подготовки в этом году будет больше всего мест? И можно ли так говорить, что, если больше мест, то больше шансов поступить?

- Да, мы работаем в этом направлении с учетом тех приоритетов, которые ставят перед нами Президент, правительство и экономика. В этом году бюджетные места увеличены по сравнению с прошлым годом на 11546 мест. Конечно же, мы увеличили места на IT-направление, искусственный интеллект, инженерные направления, медицинские, педагогика, генетика, сельскохозяйственное, социальное – то, что сейчас востребовано экономикой.

- Но дополнительные 11 тысяч – это ж не только бакалавриат?

- Это в целом количество бюджетных мест, которое добавили, в том числе и бакалавриат, и магистратура, и специалитет.

- Значит ли это, что на модные IT-специальности теперь больше мест и станет проще поступить?

- Это зависит от вуза, от направления подготовки. Я бы не сказала, что поступать будет легче или сложнее. Все равно это зависит от баллов ЕГЭ.

- В декабре прошлого года был опубликован мониторинг высшего образования, которое проводило Министерство вместе с Высшей школы экономики. Там приводились данные о том, что средний балл поступивших в прошлом году снизился на 0,5 %. Значит ли это, что из-за того, что у нас каждый год добавляются бюджетные места и за последнее время набралось почти плюс 50 тысяч, у нас девальвируется конкурс?

- Я бы не сказала, что легче стало поступать. У нас в московские, питерские и в крупные региональные вузы конкурс сохраняется очень большой. На IT-направление конкурс от 6 до 10 человек на место. Высшая школа экономики, МГТУ им Баумана, МИФИ частенько набирают ребят свыше бюджетных мест за счет собственных средств. Потому что конкурс колоссальный, к ним поступают отличники, стобалльники. Вузы, конечно, хотят, чтобы такие ребята учились у них.

- С топовыми вузами все понятно. Но в основном места добавляют региональным вузам...

- Да, во многих вузах регионов тоже есть конкурс на инженерные, медицинские, педагогические, айтишные направления. На направления, связанные с биологией, химией конкурс до шести человек на место.

- На ваш взгляд удалось, переломить ситуацию, когда на инженерные специальности в некоторых региональных вузах брали даже с тройками по физике, просто чтобы заполнить бюджетные места и не потерять деньги.

- Сейчас ситуация улучшается, регионы развивают свою экономику. Как показала пандемия, ребята чаще оставались в регионах и поступали в региональные вузы. Мы надеемся, что и в этом году с учетом того, что бОльшее число бюджетных мест у нас ушло в регионы, ребята будут поступать в свои близлежащие вузы и оставаться в регионе, чтобы развивать экономику у себя дома.

Нужно ли увеличивать бюджетные места?

- Татьяна Васильевна, при определении контрольных цифр приема учитывается ли то, что последние 3-4 года почти 60% выпускников 9-х классов уходят в колледжи, в техникумы? Если раньше считалось, что многие ребята поступают в учреждения СПО для того, чтобы обойти ЕГЭ и поступать в вузы, не сдавая ЕГЭ, то по последним опросам в университеты поступают не больше 10 процентов выпускников колледжей. То есть у нас меньше не так много выпускников 11-го класса.

- Мы же не просто увеличиваем места в вузах. Мы ежегодно на 1 августа собираем региональную потребность в выпускниках вузов. У нас есть центры ответственности, которые закреплены за той или иной укрупненной группой специальностей. Есть свои ответственные в Минтрансе, в Минсельхозе. Совместно мы формируем общий объем контрольных цифр приема. Регионы являются участниками планирования бюджетных мест. Есть направления, где увеличение мест не происходит или незначительное. А есть группы и направления подготовки, востребованные в экономике. Есть большой перечень направлений подготовки, по которым необходимо готовить все больше специалистов.

Про аспирантуру

- Татьяна Васильевна, есть ли какие-то изменения в правилах приема в аспирантуру?

- В аспирантуру поступают по тем же правилам приема, что и прежде. Начало учебного года начинается 1 ноября. Ребята у нас будут обучаться уже по федеральным государственным образовательным стандартам.

Раньше в аспирантуре были образовательные стандарты, связанные с разными направлениями подготовки, а сейчас это единые федеральные государственные требования, которые определяют требования по тем направлениям, по которым идет обучение. И уже дальше с научным руководителем ты пишешь свою работу.

- Многие аспиранты, отучившись три года так и не защищали диссертации.

- Мы стремимся к тому, чтобы каждый аспирант защищался. И мы при распределении бюджетных мест на аспирантуру заложили критерий отбора – чем больше защит в аспирантуре, тем больше получаешь бюджетных мест на следующий год.

- То есть, те вузы, которые уже обеспечили защиту аспирантов, получают больше мест в следующем году?

- Если у тебя больше 50% аспирантов защитились, то в следующем конкурсном отборе эта аспирантура получает больше бюджетных мест.

И СОВЕТ ОТ БЫВАЛЫХ

На что еще обратить внимание абитуриентам?

Современный абитуриент должен не только смотреть на проходной балл. Поступая в вуз нужно обратить внимание на студенческую жизнь. Не только на участие в фестивале «Студенческая весна», хотя и это не помешает. Но речь в первую очередь идет о тех проектах, которые вуз осуществляет вместе с местной наукой, с местными предпринимателями. Многие вузы сейчас обеспечивают практику на старших курсах на предприятиях с конкретными задачами.

Кроме того, нужно помнить: студенческая дружба – самая прочная, она на всю жизнь. И именно из вузов выходят команды молодых специалистов, которые еще на этапе обучения организуют свой стартап, придумывают интересный, перспективный проект.