Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Реализация образовательных программ в сетевой форме в новом учебном году

Программа, утвержденная Минобрнауки, запускается в 9 российских вузах и 1 колледже.

 

С этого учебного года девять российских вузов и один колледж начали реализацию образовательных программ в сетевой форме. План мероприятий по расширению таких программ был утвержден Минобрнауки России по поручению Президента Владимира Путина. К проекту присоединились крупные российские вузы, включая Московский авиационный институт (МАИ), Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Дальневосточный федеральный университет, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова и другие.

Сетевая модель предусматривает обучение студентов с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, а также с привлечением индустриальных партнеров, что позволяет повысить уровень подготовки кадров и обеспечить российские предприятия молодыми высококвалифицированными специалистами. Какими преимуществами обладает такой подход и почему внедрение сетевых программ в России сегодня необходимо, рассказал проректор по учебной работе МАИ Дмитрий Александрович Козорез. 

Базовые вузы и вузы-партнеры

Взаимодействие организаций в рамках сетевых программ осуществляется на основании договора. Он заключается между базовой образовательной организацией, принимающей студентов, и организацией-партнером, которая открывает доступ к своим ресурсам и обеспечивает реализацию части образовательной программы.

МАИ участвует в проекте и в том, и в другом качестве. Он является базовым вузом для обучения студентов по направлению «Самолето- и вертолетостроение» в партнерстве с Восточно-Сибирским государственным университетом технологий и управления (ВСГУТУ) в интересах Улан-Удэнского авиационного завода (У-УАЗ). В другой программе МАИ выступает партнером Амурского государственного университета (АмГУ): подготовка ведется по направлению «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» в интересах Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры для космодрома «Восточный».

Программы будут реализовываться по комбинированной схеме. Например, сетевая программа «Самолето- и вертолетостроение» предусматривает обучение на базе ВСГУТУ с участием преподавателей МАИ, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий. Весенний семестр третьего и четвертого курсов ребятам предстоит провести в МАИ.

«У нас жесткая позиция с точки зрения промежуточного контроля. Сессии будут проходить очно, и наши преподаватели будут ездить в Улан-Удэ, чтобы принимать у студентов курсовые работы, зачеты и экзамены», — подчеркивает Дмитрий Козорез.

Преподаватели ВСГУТУ, задействованные в программе, предварительно прошли специальное тестирование в МАИ и подтвердили необходимые для ее реализации компетенции. Планируется, что на начальном этапе процентный вклад вузов в реализацию программы будет близок к соотношению 50 на 50, а затем, по мере улучшения материально-технического обеспечения вуза-партнера, доля участия МАИ будет снижаться. 

Кадры для промышленности

Партнерство МАИ с ВСГУТУ по программе «Самолето- и вертолетостроение» стало ответом на потребность Улан-Удэнского авиационного завода в квалифицированных кадрах. Так, У-УАЗ сам занимался подбором кандидатов на обучение — молодых людей из Бурятии, Забайкальского края и Якутии, 16 из которых были зачислены в МАИ.

«Мы готовим кадры для промышленности, и значительно эффективнее делать это близко к предприятию. При этом возможности подготовки в местном вузе на данный момент не соответствуют требованиям, предъявляемым предприятием к выпускникам. Это обусловлено рядом причин, к которым относится, в том числе, отсутствие должной лабораторной и экспериментальной базы. Мы ожидаем, что со временем необходимость конкретно в этой сетевой программе отпадет, потому что ВСГУТУ станет сам воспроизводить кадры должного уровня, но динамично меняющиеся требования к выпускникам и внедрение новейших технологий производства потребуют введения других программ, так что сотрудничество станет долгосрочным», — рассказывает проректор МАИ.

По оценке Дмитрия Козореза, примерно через пять лет ВСГУТУ сможет занять место базового университета и взять на себя основную часть образовательной программы, а МАИ станет вузом-партнером, помогающим в ее реализации. Именно так ситуация обстоит сегодня с АмГУ. Ожидается, что в этом партнерстве доступ к обширной материально-технической базе МАИ поможет повысить качество подготовки будущих специалистов по ракетно-космической технике для космодрома «Восточный».

Развитие регионов

Как отмечает Дмитрий Козорез, потребность в сетевых программах в России сегодня велика по нескольким причинам. С одной стороны, это позволяет на местах готовить для предприятий кадры, в том числе высшей категории, с привлечением ресурсов ведущих вузов страны. Такой подход избавляет предприятия от необходимости приглашать специалистов из других городов, что сопряжено с определенными сложностями и материальными затратами. С другой стороны, сетевая модель будет способствовать повышению уровня образования в среднем по стране, росту привлекательности региональных вузов для абитуриентов и даже, как следствие, выравниванию демографической и экономической ситуации в регионах.

«Сегодня выпускники школ из регионов, имеющие высокие баллы по ЕГЭ, с большей охотой уезжают в мегаполисы и закрепляются там, нежели остаются в своих родных городах. И одна из наших целей — изменить эту ситуацию», — говорит Дмитрий Козорез.

Кроме того, сетевые программы являются гибким инструментом, позволяющим оперативно реагировать на запросы промышленности.

«Когда у предприятия возникает потребность в определенных специалистах, местный вуз может еще не иметь соответствующих программ и преподавателей. На то чтобы пройти аккредитацию и получить контрольные цифры приема, уходит, как минимум, два года. А сетевая программа в партнерстве с вузом, уже имеющим лицензию по данному направлению, позволяет начать обучение по соответствующей специальности незамедлительно, что крайне важно для обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленности в будущем», — отмечает проректор МАИ.

 

Источник: Минобрнауки