Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Отношение общества к ученым и Российской академии наук: результаты всероссийского опроса

Опубликованы результаты мониторинга отношения российского общества к науке и Российской академии наук.

 

По поручению Президиума РАН весной 2021 года силами Института психологии РАН и социологической группы ЦИРКОН был проведён мониторинг отношения российского общества к науке и Российской академии наук. В его основу положены критерии, используемые при аналогичных мониторингах научными ассоциациями и академиями ведущих научных держав мира: интерес к науке, информированность россиян о работе и достижениях ученых, доверие к ученым, науке и РАН, престиж профессии ученого в обществе, научно-технологический оптимизм (вера в решение социальных проблем с помощью науки), а также оценка востребованности науки властью и бизнесом, вовлеченности ученых в решение проблем общества.

Результаты телефонного опроса по общероссийской выборке (число респондентов 1600, погрешность не превышает 3,6%), проведенного 11-17 апреля 2021 г., свидетельствуют о высоком интересе россиян к науке: достижениями современной науки интересуются 64% опрошенных. В наибольшей степени этот интерес характерен для старшего поколения (72% среди респондентов старше 65 лет) и людей с высшим образованием (73%). Как показал онлайн-опрос, проведенный ИП РАН 20-24 марта 2021 г. (число респондентов 2000, квотная выборка, репрезентирующая российских интернет-пользователей), интерес к научным открытиям связан с интересом к отдаленному будущему, технологическим оптимизмом и ценностью непрерывного развития. Внимание к науке может служить одним из показателей долгосрочной ориентации россиян на будущее.

Подавляющее большинство респондентов (89%) знают или что-то слышали о существовании РАН, причем респонденты в возрасте 45 и более лет информированы о ней в 2 раза лучше, чем участники исследования в возрасте 18-34 лет. Только 30% признали, что ничего не знают о деятельности ученых. Вместе с тем уровень информированности о результатах научной деятельности остается низким: более 85% не смогли назвать кого-либо из живущих знаменитых российских ученых мирового уровня, а 42% уклонились от ответа на вопрос о крупных достижениях науки последних 10 лет.

Более половины опрошенных признают профессию ученого уважаемой (59%) и престижной (54%). Несмотря на то, что высокооплачиваемой профессию учёного считают только 20%, каждый третий опрошенный безусловно хотел бы видеть своего ребенка научным работником (29%), а еще 28%, скорее, хотели бы этого. В целом мы наблюдаем положительную динамику: в 1995 и 2011 годах положительно на этот вопрос отвечали соответственно 41 и 42% опрошенных (по данным Левада-центра*), а в 2021 г. – 58% (по данным нашего мониторинга) и даже 64% (по данным ВЦИОМ).

Большинство опрошенных россиян остаются технологическими оптимистами: 80% считают, что развитие науки и технологий, как правило, меняет нашу жизнь к лучшему. Однако влияние ученых на ситуацию в стране оценивается очень низко: 60% убеждены, что власть недостаточно прислушивается к мнению ученых, а 68% – что российский бизнес сегодня недостаточно активно внедряет достижения наших ученых.

Среди опрошенных 65% россиян в целом доверяют РАН как научному учреждению, причем безусловно доверяют академии 38%. Подавляющее большинство (74%) доверяют или скорее доверяют той информации, которую представляют российские ученые.

Полученные данные проливают свет на возможные причины такого положения: только 5% опрошенных считают, что будущее нашей страны в наибольшей степени зависит от развития отечественной науки и технологий. Большинство связывают будущее России с качеством государственного управления (47%) или состоянием экономики и бизнеса (18%). Иными словами, в массовом сознании развитие науки и технологий является следствием, а не причиной благополучия государства.

Можно сделать вывод о том, что высокий кредит доверия к ученым может быть использован для более активного донесения публичной позиции РАН и научного сообщества по наиболее актуальным социальным проблемам. При этом важно не только информировать о научных достижениях, но и показывать, как именно развитие науки влияет на различные сферы жизни российского общества

 

Источник: РАН