Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Научная деятельность в сибирских вузах: мнение руководителей НГУ и ТПУ

Дмитрий Седнев и Михаил Федорук рассказывают, как соотносится качество и количество научных публикаций, должны ли все вузовские преподаватели заниматься наукой, есть ли действительно проблемы с оттоком российских ученых за границу и что отличает современного ученого от исследователей прошлого.

 

Образовательная и научная деятельность вуза:

точки соприкосновения

Наука и высшее образование переплетены так тесно, что порой задаешься вопросом, можно ли одно отделить от другого. Во-первых, еще в XVIII веке, когда в Российской империи создавались первые высшие учебные заведения, они были нацелены не на массовое образование, а на подготовку будущих специалистов для Академии наук. Во-вторых, по сей день большинство ученых параллельно с работой в институте ведут лекции в вузах, а преподаватели занимаются научной деятельностью, публикуют статьи и проводят эксперименты.

Кроме того, большую роль в разделении или слиянии двух сфер — научной и образовательной — играет ориентация на стратегические цели конкретного вуза, его история, государственные инициативы.

Так, на вопрос о том, где проходит грань между научной и образовательной деятельностью вуза, и. о. ректора ТПУ отвечает однозначно:

По его словам, занятие научной деятельностью, участие в фундаментальных или прикладных исследованиях и разработках является частью образования всех студентов Томского политеха. «Без этой деятельности не существует высшего образования, — убежден руководитель вуза. — Если убрать исследовательский процесс, то останется только подготовка, которая приведет к тому, что наши выпускники будут слабее в конкурентной борьбе. Важность развития научной деятельности в Томском политехе понималась всегда, все 125 лет его работы».

Томский политехнический университет ведет свою историю с 1896 года. Новосибирский государственный университет вдвое моложе: он был основан в 1958 году — и уже успел за это время стать крупным центром сибирской науки.

Ректор НГУ Михаил Федорук подчеркивает, что концептуальный подход исследователей к достижению образовательных и научных целей с того момента остался неизменным: «Новосибирский государственный университет был создан по модели обучения через генерацию новых знаний. На данный момент, как и 60 лет назад, большинство наших преподавателей — совместители, работающие также в институтах СО РАН».

Он продолжает: «Безусловно, университет развивает и собственную науку, возможно, со временем станет больше тех, кто и занимается наукой в стенах НГУ и преподает здесь же. Но принцип все равно сохранится: исследователя может воспитать только исследователь, тот, который не пересказывает чужой учебник, а ежедневно сам работает на фронтире, постоянно сдвигая границу знания».

 

Источник: РекторГоворит