Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Количество молодых ученых в РФ за десятилетие увеличилось почти в два раза

За 2006–2017 гг. численность самой многочисленной возрастной группы исследователей (91,4 тыс. чел.) в возрасте от 30 до 39 лет выросла в 1,8 раза (с 13,1 до 25,4% в общей численности исследователей), говорится в исследовании, опубликованном Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ Высшей школы экономики (ВШЭ).

 

Имеется и дальнейший потенциал роста — доля исследователей в возрасте до 29 лет увеличилась на 1,4 процентных пункта и в 2017 г. составила примерно пятую часть (18,4%) исследовательского корпуса страны, отмечают авторы исследования.

На их взгляд, меры поддержки молодых кандидатов и докторов наук в последние годы способствовали росту этой категории ученых.

При этом, социальные ожидания от научной карьеры остаются не самыми оптимистичными. Согласно данным Мониторинга экономики образования, реализованного НИУ ВШЭ по заказу Минобрнауки России, большинство студентов дневных отделений образовательных организаций высшего образования (58%) ориентируются на работу в коммерческом секторе. Карьеру в качестве госслужащего планируют около 15%, собираются пойти в бюджетный сектор 17%, и лишь десятую часть студентов привлекает карьера в науке. 

По результатам опроса общественного мнения, проведенного НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга инновационного поведения населения, профессию ученого считают удачным карьерным выбором для своего ребенка порядка трети граждан (32%).

Исследователи полагают, передает «Интерфакс», что низкая привлекательность профессии во многом обусловлена стереотипными представлениями о ней. Так, больше половины населения (53%) считают научную работу скучной. При этом большинство россиян считает ученых альтруистами, которые помогают решать трудные задачи (80%) и работают на благо человечества (72%).

Кроме того, существенная доля россиян (42%) уверены, что ученые зарабатывают меньше, чем представители других профессий при аналогичной нагрузке.

По мнению экспертов, чтобы повысить привлекательность научной карьеры среди молодежи, необходимо устранить нефинансовые барьеры в науке, а также укрепить имидж профессии.