Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

«Чтобы трансформировать университет, его надо присвоить себе как собственное дело»

Интервью с Ольгой Назайкинской, директором Центра трансформации образования Школы управления СКОЛКОВО.

 

Трансформация — это навсегда?

— Ольга, предлагаю начать разговор с определения «трансформации». Сейчас этот термин звучит так же часто, как недавно звучал «цифровизация». Единства в понимании и того, и другого слова пока нет. Так что такое трансформация?

— Трансформация, и правда, еще не устоявшийся термин, и я не стремлюсь дать ему какому–то четкое определение, которое будет зафиксировано в словаре. В моем понимании, это коренное изменение объекта управления по содержанию, по сути, по своей форме и организации.

Трансформация обязательно происходит в ответ на какую-то проблемную ситуацию, на вызов извне, когда требуется пересборка, переконфигурация объекта управления, когда невозможно обойтись одной лишь оптимизацией. Это очень долгий, дорогой и болезненный процесс, требующий вовлечения большого количества людей.

— А Вам какой вопрос о трансформации чаще всего задают?

— Часто спрашивают: трансформация — она что, навсегда? Это такой бесконечный процесс или нет?

Еще спрашивают: а зачем вообще менять университеты — верните всё, как было.

— И как Вы отвечаете на вопрос, когда же она закончится?

— Трансформация не заканчивается, заканчивается трансформационный проект — вот у него всегда есть начало, конец и результаты. Трансформация же — это реализация принципа развития. Если проследить историю университетов, они всегда трансформировались в ответ на то, как складывалась социально-экономическая, политическая и прочие ситуации.

«Почему у некоторых университетов не получается подлинного развития и трансформации? Потому что там не смогли поставить проблему и работали только с симптомами: то денег нет, то студенты плохие, то преподаватели работать не хотят, нормативка плохая. А надо бы разобраться, что дает такую симптоматику».

Мыслить иначе → ставить проблему → коммуницировать

— На Вашу образовательную программу «Школа ректоров» приходят уже состоявшиеся, реализованные в профессии люди, со своими взглядами на жизнь, образование, управление. После обучения некоторые из них признаются, что, несмотря на все эти установки, у них поменялся стиль мышления. Как это возможно?

— Здесь на самом деле два вопроса: что с ними происходит в ходе обучения и что мы для этого делаем.

 Читайте интервью полностью на портале Ректор говорит!