С 2012 г. инклюзия входит в федеральные образовательные стандарты РФ. Адаптированная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, переквалификация профессорско-преподавательского состава по инклюзивному образованию (далее — ППС) — теперь обязательные требования для всех вузов страны. С чего должна начинаться инклюзия в вузе? Кто является субъектом инклюзии? Почему необходимо учиться инклюзивному взаимодействию? Попробуем разобраться на конкретных примерах и фактах.
В Санкт-Петербурге состоялась Международная научно-практическая конференция «Учебно-методическое обеспечение вузовского образования лиц с нарушениями зрения: поиск общих решений». О том, как развивались события двух дней, какие были озвучены темы, выявлены проблемы и выработаны решения, связанные с учебно-методическим обеспечением, в том числе технологическим и программным, студентов с ОВЗ по зрению; об обмене опытом и продуктивных практиках инклюзивного образования для инвалидов по зрению в России мы расскажем в обзорно-аналитической статье.
С конца 90-х гг. вузы все активнее внедряют в учебный процесс различные информационные технологии, автоматизируют отдельные функции своей деятельности, а студенты осваивают новые гаджеты, регулярно появляющееся на рынке.
С 2012 г. число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в Scopus, стало одним из целевых индикаторов отечественной науки. Пока одни ученые бьются над попаданием в базу, другие считают, что слепая гонка за количественными показателями может сказаться на результатах исследований.
Присоединившись в 2012 г. к Конвенции Организации объединенных наций (ООН) по правам инвалидов (КПИ), Россия приняла на себя жесткие обязательства по развитию инклюзивного (от лат. include — заключаю, включаю) или включенного образования.
Научные статьи все чаще публикуют в открытом доступе. Одни ученые выступают за свободное распространение результатов исследований без посредничества платных журналов. Другие опасаются, что открытый доступ может привести к распространению недостоверных фактов.
Теле- и поисковые операторы, retail-платформы накапливают огромное количество данных. Так, дата-центры Apple и Amazon уже сравнимы по площади с небольшими городами. Джордж Хелд, вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), рассказал, как сейчас используются пользовательские данные, которыми владеют телеоператоры, как он видит будущее библиотек в мире больших данных и почему этический вопрос — основной в проблеме big data.
Международный Книжный салон в Санкт-Петербурге из года в год радует своих гостей самыми разнообразными мероприятиями: множеством презентаций, встреч, мастер-классов и автограф-сессий. Каждый может отыскать что-то по себе, отдохнуть с малышами на детской площадке или посетить профессиональную конференцию. Мы поинтересовались: о чем на этот раз говорили на Салоне специалисты книжной отрасли?
Выборгская библиотека — творение 1935 г., однако более современного здания не найти! Гений архитектора предвосхитил многие библиотечные тренды, которые сейчас набирают силу в профессиональном сообществе и которые стремятся реализовывать дизайнеры. И если большинству библиотек приходится серьезно реорганизовывать пространство, чтобы приблизиться к образу «библиотеки будущего», то библиотека Алвара Аалто изначально являет собой образец всех актуальных принципов.
В ночь с 21 на 22 апреля в библиотеках страны в шестой раз состоялась Библионочь. Библиотеки не закрывали своих дверей допоздна, а некоторые и ночь напролет: читателей и зрителей ждали перфомансы, игры, встречи с писателями и даже балы. Мы расспросили петербургских библиотекарей, удается ли этой акции привлечь внимание к библиотекам.